Любимое дело

Жанры музыки. Вокальная музыка Назвать вокальные произведения

Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.

Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.

Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.

В современном мире существуют различные музыкальные жанры:

  • Классический.
  • Ретро.
  • Шансон.
  • Металл.
  • Джаз.
  • Акапелло и др.

Все они имеют своих поклонников и ценителей, достойны уважения и места на олимпе, где царят Муза и Гармония.

Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.

В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.

Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.

Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.

К инструментальному жанру относятся произведения, исполняющиеся исключительно инструментами, без вмешательства голоса.

В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:

Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.

Самый популярный жанр современной электронной музыки

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.

Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:

  • Хаус – образовался путем изменения звучания диско. Отличительная черта – частое повторение ритма бит с чередованием сэмплинга.
  • Соул Фул Хаус – идентичен предыдущему, но с включением вокала.
  • Дип хаус – легкая танцевальная музыка, совмещающая элементы эмбиента и джаза. Исполняется на клавишных инструментах с легким добавлением женского вокала.
  • Гараж хаус – идентичен предыдущему, но вокал выносится на первое место.
  • Нью диско – исполняется синтезатором в ритмичном стиле.

Обратите внимание! Известно более двадцати различных разветвлений основных направлений музыки, для разных возрастных категорий существует свое предпочтительное течение.

Какие бывают вокальные жанры

Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.

Его многообразие включает:

  1. Камерную музыку – исполняемую малым количеством вокалистов для избранной аудитории. В переводе с латинского – пение в комнате.
  2. Различают разновидности этого направления:

  • Народные – песни, сложенные народом и передаваемые из поколения в поколение. Слова со временем меняются, музыка остается прежней.

    Подразделяются на трудовые, исполняемые за работой, праздничные – к религиозным или светским праздникам, свадьбе, проводам в армию и др., частушки, колыбельные, лирические.

  • Романсы – лирические песни, исполняемые под гитару.
  • Реквием – траурное пение в Храмах.
  • Баллады – хвалебные песни, повествующие о великих победах.
  • Серенады – признание в любви, исполняемое мужчинами возлюбленным.
  • Кант – многоголосое пение, звучащее переливами.
  • Вокализ – упражнение для тренировки голосовых связок.

  • Современную:
    • Рок – обширное направление, включающее металл, панк рок, поп-рок, рок-н-ролл, джаз-фьюжн, готик-рок, хард-рок и др.
    • Поп – популярная музыка: хаус, диско, транс и др.
    • Рэп – тяжело отнести к вокалу, так как его читают, но это направление причисляется вокальным.
    • Джазовая и блюзовая музыка.
  • Духовную – предназначенную для оздоровления души; чаще исполняется на богослужениях:
    • Литургии – повествования основных моментов Священного Писания, исполняются хором.
    • Антифоны – повторяющееся пение с чередованием двух ведущих групп.
    • Рондель, проприум, ординариум – различные по звучанию и предназначению части мессы.
  • Светскую – носящую национальный характер, повествующую о жизни людей и государств:
    • Гильярды – быстрые ритмичные песни.
    • Баллады – повествования победителей.
    • Вильянсико – итальянские поэтические баллады.
  • Классическую – исполняемую в театрализованных представлениях:
    • Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее вокальное пение, сценические постановки и музыкальное сопровождение.
    • Оперетта – комическая опера, разбавленная танцевальными сценами и разговорами.
    • Ария – законченный эпизодический отрывок оперы или оперетты.
    • Водевиль – музыкальная веселая пьеса.
    • Интермедия – музыкальное произведение, исполняемое для заполнения паузы.
    • Кантата – торжественное музыкальное произведение.
    • Мюзикл – спектакль, включающий элементы оперетты, оперы, эстрадного пения и сценического танца.
    • Хор – музыкальный ансамбль, состоящий из большого количества исполнителей, чаще выступает в сопровождении оркестра.
  • Шансон и бардовская песня.
  • Современные технологии предоставляют возможность слушать музыку и узнавать о новых, незнакомых ранее направлениях, не выходя из дома.

    Достаточно забить в интернет поисковике Яндекс или Гугл название группы, направления или произведения и выбрать желаемое. Узнавайте новую музыку, и жизнь заиграет яркими красками.

    Полезное видео

    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.
    Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.
    Жанры вокальной музыки: (основные)

    • Песня

    • Романс

    • Кантата

    • Оратория

    • Опера.

    ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.
    РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
    КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

    ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

    В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.
    ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

    Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

    Ариетта – маленькая ария.

    Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

    Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

    (герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

    Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе. Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

    СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

    Симфоническая музыка – существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.
    Жанры симфонической музыки:


    • Симфония

    • Сюита

    • Увертюра

    • Симфонические фантазии

    • Симфонические поэмы

    • Симфонические картины

    • Концерт.

    СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia) – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. – классическая.

    Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

    Вторая часть – медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

    Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

    Четвертая часть – финал, итог всего цикла.

    Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
    СЮИТА – от французского слова (suite) – последовательность. Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

    Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо. Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам.
    УВЕРТЮРА – от французского слова (ouverture) – открытие, начало. Увертюра – в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только вопере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль,кинофильм.
    СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - разновидность симфонической музыки. Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто – присутствием в программе фантастических элементов.

    СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА – программное музыкальное произведение, которое своим содержанием тесно связано с поэзией.
    СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА – жанр, распространенный в русской музыке. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену.
    КОНЦЕРТ – от латинского слова (concertare) состязаться. Концерт – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

    Первая часть – быстрая, с бурными событиями.

    Вторая часть – медленная, с глубокими переживаниями.

    Третья часть – снова быстрая, праздничная.

    Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром.

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.
    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – от латинского слова (camera) – комната. Камерная музыка – музыкальные произведения, предназначенные для небольшого количества слушателей и исполнителей. К камерной музыке относятся:


    • сольные инструментальные пьесы,

    • дуэты,

    • трио,

    • квартеты,

    • песни,

    • романсы.

    Сольные инструментальные пьесы – музыкальные произведения для одного инструмента
    Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей. Могут быть как вокальные, так и инструментальные. К камерной музыке относятся инструментальные дуэты.
    Трио – музыкальные произведения для трех исполнителей. Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Встречаются трио и для другого состава инструментов: кларнета, фагота и фортепиано.
    Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Наиболее распространены струнные квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Квартеты для другого состава инструментов встречаются гораздо реже

    (скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

    Квартет №2 А.Бородина – произведение программное, то есть в его основе лежит программа:

    1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа.

    2-я часть – скерцо (шутка).

    3-я часть – ноктюрн (произведение, музыка которого создает образы ночи).

    4-я часть – финал.

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ


    • ПОЛИФОНИЯ

    • ГОМОФОНИЯ

    • РОНДО

    • БАЛЛАДА

    • СЕРЕНАДА

    • СИМФОНИЯ

    • СКЕРЦО

    • СОНАТА

    • СЮИТА

    • НОКТЮРН

    • РАПСОДИЯ

    • РЕКВИЕМ

    • КАПРЧЧИО

    • ПРЕЛЮДИЯ

    • ЭЛЕГИЯ

    • ЭТЮД

    • ФУГА

    • ХОРАЛ

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ:
    ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Полифония (от греческого слова poli – много, pfone – голос, звук)
    ГОМОФОНИЯ – вид многоголосия, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент). Гомофония (от греческого слова homos – ровный, phone – голос).

    РОНДО – Музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Эпизоды контрастны друг другу (различны по содержанию). Главная тема повторяется не менее трех раз. Рондо – (от французского слова roundeau – круг). В форме рондо написано много инструментальных пьес.
    БАЛЛАДА – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада – (от итальянского слова ballare – плясать).
    СЕРЕНАДА – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной) Серенада – (от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе).
    СИМФОНИЯ – от греческого слова (symphonia ) – созвучие, красивое сочетание звуков , тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части классическая.

    Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

    Вторая часть медленная – обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

    Третья часть – менуэт, а позднее, у Бетховена – скерцо.

    Четвертая часть финал, итог всего цикла.

    Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII – начале XIX века. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты. Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
    СКЕРЦО – музыкальные произведения, которые обладают стремительным темпом, задорной мелодией. С конца XVIII в. Скерцо – составной элемент симфонии или сонаты. Произведения, написанные в этом жанре, довольно велики по объему. Одни из них веселы и жизнерадостны, а другие наполнены драматизмом. Скерцо – (от итальянского слова scherzo - шутка)
    СОНАТА – это музыкальное произведение, в несколько частей, похожее на симфонию Различие в том, что симфония для симфонического оркестра, а соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната – (в переводе с итальянского – звучание).
    СЮИТА – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей. Сюита (от французского слова suitе – последовательность).
    НОКТЮРН – появился в XVIII в. так называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В XIXв. Сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами

    ночи, ночной тишины. Ноктюрн раскрывает картину спокойной ночной природы.

    Ноктюрн – (от французского слова nocturne – ночной).

    РАПСОДИЯ – музыкальное произведение свободной формы, как бы воссоздающее исполнение рапсода. Для этого жанра характерны использование народно-песенных тем, эпический характер. Одним из первых превратил рапсодию в самостоятельный жанр венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Название жанра происходит от слова «рапсод». Так называли народных певцов в Древней Греции.
    КАПРИЧЧИО – это название происходит от слова «каприс», что значит каприз, прихоть. Этот жанр встречался еще в музыке XVII-XVIIIвв. Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий.
    РЕКВИЕМ – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших. Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Реквием – (от латинского слова reguiem – покой)
    ПРЕЛЮДИЯ – это небольшое по объему произведение с единым настроением. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ – от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса.
    ЭЛЕГИЯ – по-гречески означает «жалобная песня». Инструментальная элегия – небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией.
    ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта. Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд – (от французского слова etude – изучение).
    ФУГА – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема звучит последовательно в разных голосах. Фуга – (от латинского слова fuga – бег)
    ХОРАЛ – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Хорал – (от греческого слова choros – хор)

    ТАНЦЫ. НАЗВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ.


    • БОЛЕРО

    • ВАЛЬС

    • ГАВОТ

    • ГАЛОП

    • ГОПАК

    • КАДРИЛЬ

    • КОЛО

    • КРАКОВЯК

    • ЛЕЗГИНКА

    • МАЗУРКА

    • МЕНУЭТ

    • МОЛДАВЕНЯСКА

    • ПОЛОНЕЗ

    • ПОЛЬКА

    • ТАРАНТЕЛЛА

    • ТРЕПАК

    • ХОТА

    • ХОРОВОД

    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВ:
    БОЛЕРО – испанский танец (от испанского voler – летать). Танец умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он гитарой и кастаньетами, но часто и пением.

    ВАЛЬС – В начале XIX в танец исполняли в Австрии, Чехии, Германии. Танец, который исполняли крестьяне, на праздничных вечеринках весело кружась парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen – прокатывать). Постепенно движение танца становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался ВАЛЬС. На рубеже XVIII и XIX веков вальс быстро распространился по многим странам.


    Предсталяем вашему вниманию новый бренд Music Monster, который появился от желания слушать музыку громко и более красочно. Этот брэнд призвал под свои знамёна лучших граффитчиков мира, чтобы построить брэнд основанный на идеях виниловых игрушек и граффити. Результатом данного творческого симбиоза является бренд Music Monsters, который завоевал наши сердца и в то же время немного пугающий своими видом.

    Music Monsters предлагает вам очень серьёзный саунд, несмотря на свой крошечный размер, а так же целый ряд продукции для распространения идеи Music Monsters.

    Вы можете слушать различные стили музыки и наслаждаться свободой где бы Вы не были. Новый принцип воспроизведения принесёт Вам новый стиль жизни и биты улиц.

    Мы не стоим на месте и разрабатывем всё новые и новые товары чтобы преобразить Вашу действительность.

    Калонка подключается к любому воспроизводящему музыку устройству через стандартный 3.5 мм мини Jack

    Все калонки Music Monsters выполнены из безопасного ABS пластика

    Акрилнитрилбутадиенстирол (АБС, ABS) Среди жестких пластмасс обладает наиболее предпочтительным комплексом свойств.

    АБС-пластик является одним из наиболее широко применяемых конструкционных термопластов. Материал используется в таких отраслях промышленности, как автомобилестроение, электротехника и электроника, аудио/видео техника, малая и крупная бытовая техника, медицина…

    Прекрасная сбалансированность механических свойств: высокая жесткость (модуль упругости = 2000 МПа - 2700 МПа) и стойкость к ударным нагрузкам (ударная вязкость по Изоду стандартных марок на уровне 20-25 кг-см/см), в том числе при низких температурах. Хорошие электроизоляционные свойства: пробивная прочность 31 - 47 кВ/мм.

    В комплекте к портативной калонке:

    Инструкция по эксплуатации

    Кабель для зарядки и подключения к музыкальному устройству

    Цепочка для крепления калонки как брелка.

    Калонка может воспроизводить музыку и подзаряжаться от USB одновременно. После полной зарядки аккумулятора, калонка может работать до четырёх часов.

    Технические характеристики:

    Динамик выход 3 Ватт

    Чувствительность 85±3 дб

    Сопротивление 40±15%

    Искажения (distortion) 0,5%

    Аккумулятор выход 3,6 Вольт

    Аккумулятор вход 4,2±0,05 Вольт

    Размер 7*5*4 см

    Вес включая упаковку 140 грамм

    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

    Вокальная музыка- это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства.

    Жанры вокальной музыки: (основные)

    ü Песня

    ü Романс

    ü Кантата

    ü Оратория

    ü Опера.

    ПЕСНЯ-это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ. Вокализ – от латинского (vocalis) – звучащий, поющий.

    РОМАНС-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

    КАНТАТА – от итальянского слова (cantare) – петь. Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

    ОРАТОРИЯ – от латинского слова (oratoria) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему.

    В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

    ОПЕРА – от итальянского слова (opera) – сочинение, труд.Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера имеет сольные номера: ария, ариетта, ариозо.

    Ария – (от итал. сл.- песня, дыхание, управлять дыханием.) - сольный музыкальный номер.

    Ариетта – маленькая ария.

    Ариозо – как и ариясольный музыкальный номер в опере.

    Большое значение в опере играет оперный ансамбль (значит вместе), оперный речитатив

    (герои разговаривают по оперному – нараспев), хор.

    Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или в прозе.Либретто – от итальянского слова (libretto) – книжечка. Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда.

    ПЕСНИ рождаются, когда человеку радостно или грустно, когда хочется выразить такие чувства, которым не хватает слов. С незапамятных времен человека на протяжении всœей его жизни сопровождали народные песни. Намне известны ни авторы этих песен, ни точное время их сочинœения. Народные песни, передаваясь из поколения в поколение, живут и сейчас. Композиторы часто используют их, делая различные обработки – для хора, для солистов, для разных музыкальных инструментов и оркестров. Песни, сочинœенные композиторами, называют оригинальными песнями . П е с н я – жанр вокальной музыки (ит. voce - голос). Песни обычно исполняют голосом, хотя ʼʼпропетьʼʼ ее может и музыкальный инструмент. В случае если песня предназначена для исполнения одним человеком, то такие песни называют сольными . У них обычно есть инструментальное сопровождение – аккомпанемент . Объединяяя несколько голосов и голосовых групп, образуются ансамбли и хоры. Учитывая зависимость отсостава голосов бывают хоры разных видов: женские, мужские, смешанные, детские хоры. Вокальные ансамбли различают по количеству исполнителœей: терцет, квартет, секстет и т.д. Вершиной в развитии вокальной музыки является жанр о п е р ы. Характер песни определяется ее содержанием и выбранными композитором средствами музыкальной выразительности, ᴛ.ᴇ. элементами музыкального языка.

    Колыбельные – это первые песни, которые слышит ребенок.Их ласковые,нежные интонации и спокойный, ʼʼукачивающийʼʼ ритм выражают нежность матери, качающей колыбель.

    Гимны - ϶ᴛᴏ торжественные, приподнятые песни, объединяющие людей. Существуют гимны государственные, военные, революционные, в честь какого-нибудь события, праздника или героя. Мелодии гимнов обычно выразительны, но просты, чтобы всœе могли их запомнить. Автортекста и музыки гимна Латвии Dievs, svētī Latviju! - Карлис Бауманис (Kārlis Baumanis,1835-1905). Dievs, svētī Latviju! является одной из первых оригинальных латышских песен. Ее впервые исполнили на Первом празднике песни(1873), как приветственную песню для участников праздника.

    Есть песни, мелодии которых очень выразительны, напевны. В них красота мелодии порою затмевает слово. Для таких песен (часто медленных, лирических) типична кантилена (ит. – ʼʼпениеʼʼ) - певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания. Плавное соединœение нскольких фраз создает ощущение бесконечной мелодии. Среди знаменитых произведений с кантиленной мелодией ария Нормы ʼʼ Casta divaʼʼ (ʼʼО, богиняʼʼ) из оперы итальянского композитора Винченцо Беллини ʼʼНормаʼʼ (а р и я - сольный номер певца в опере). Широко известны кантиленные произведения на латинский текст католической молитвы ʼʼAve Mariaʼʼ (лат. ʼʼРадуйся, Марияʼʼ - обращение к деве Марии, матери Иисуса Христа). Один из первых образцов этой молитвы принадлежит итальянскому композитору 16 века Джулио Каччини . Не менее известны ʼʼAve Maria ʼʼ австрийского композитора Франца Шуберта и французского композитора Шарля Гуно (с аккомпанементом прелюдии из ʼʼХорошо темперированного клавираʼʼ И.С. Баха ). Бывает, что кантиленное пение достигает такой выразительности и красоты, что слова отступают на второй план, а то и вовсœе исчезают. Недаром говорят, что музыка начинается там, где кончаются слова. Образец такой кантилены – ʼʼВокализʼʼ Сергея Рахманинова . (В о к а л и з - (от лат. voce голос ) - это упражнение для голоса для развития вокальной (певческой) техники без текста͵ на любую гласную или слоᴦ. Образцами кантилены также считаются многие народные народные песни и лирические романсы.

    Романс – камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. В старину романсами называли песни на романском (ᴛ.ᴇ. испанском) языке, которые исполняли под аккомпанемент гитары, лютни или клавесина. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанором. Крупнейшие мастера песни-романса 19 века - Ф. Шуберт, Михаил Глинка и др.

    Есть мелодии, которые немного напоминают речь человека – спокойную и уравновешенную либо взволнованную и прерывистую. В таких мелодиях много повторов одинаковых звуков или много скачков – ᴛ.ᴇ. в мелодии выделœены речевые интонации. Мелодии такого типа называются речитативными (от ит. слова recitare читать вслух, рассказывать ) или декламационными (от словадекламация выразительное чтение, произношение). Большим мастером речитатива был русские композиторы 19 века М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский

    Жанры вокальной музыки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Жанры вокальной музыки" 2017, 2018.

    Как нам всем известно вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения, и голос в этой музыке занимает главную или равноправную роль с остальными инструментами. К вокальной музыке относятся произведения, как написанные для одного или множества голосов, так и любые музыкальные произведения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех произведениях, исключая вокализ, голос тесно связан с поэтическим текстом, и такие произведения рассматриваются как музыкально-поэтические произведения. В прошлом практически все музыкальные произведения были связаны с бытом, существовали различные трудовые песни, игровые, колыбельные, обрядовые, плясовые, хороводные.

    К одним из старейших вокальных жанров относится песня . Различают народную и авторскую песню. Но, как часто бывает в искусстве эти два элемента постоянно взаимодействуют, авторы берут в свои произведения попевки или мелодические ходы из народных песен, чтобы придать им специфическое звучание. Истоки этого жанра уходят в глубокую древность, в античность, где музыка и поэзия были неотделимы друг от друга. В основном песня – это многократное повторение одного и того же напева, которому придаёт разные оттенки меняющийся от куплета к куплету текст. Песни исполняются как с аккомпанементом, так и без него. Но надо сказать, что любой даже самый простой аккомпанемент придаёт песне выразительность.

    Вместе с песней большую популярность вокальным жанрам принёс романс. Это камерное музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента. Интенсивное развитие получили в XVIII-XIX веке. В отличие от песни мелодия в романсе более детализирована, связана со стихом, отражая не только общий характер, но и отдельные поэтические образы. Очень важное значение имеет музыкальное сопровождение, которое является в романсе равноправным участником. Романс подразделяется на отдельные жанры: баллады, элегии, баркаролы и т.д. Романсы занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Они бывают любовного, шуточного, сатирического, трагедийного содержания.

    Существуют произведения для нескольких голосов, такие произведения называются вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.) или хоры (произведения для большого певческого коллектива). Сочинения для хора делятся на две группы — произведения с инструментальным или оркестровым сопровождением и без него a capella.

    Одним из самых масштабных вокальных жанров является опера . Она соединяет в себе театральное действие, Вокальную музыку, инструментальную музыку, изобразительное искусство, хореографию. В опере можно встретить все формы вокальной музыки: здесь и арии, ариозо, монологи, песни, речитативы, дуэты, трио, квартеты, хоры.

    В отличие от оперы оратория, являясь также крупным произведением для певцов хора и симфонического оркестра, исполняется без декораций, театральных костюмов и декораций. Обычно пишется на драматический или библейский сюжет. Оратория занимает промежуточное место между оперой и кантатой и включает в себя сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Действие в оратории так же как и в опере развивается на драматической основе, но здесь больше идёт рассказ действии, нежели показ как в опере. Первоначально оратории писались на библейские или евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни церковных праздников, но позднее оратория приобрела светский характер и перешла из храма на сцену.

    Также, к развёрнутым произведением для певцов-солистов, иногда хора с оркестром, является кантата . Они бывают лирическими, повествовательными, торжественными, сочинёнными в честь какого-либо события или даты. Это обычно произведение небольшого размера с однородным содержанием, состоящие из вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т.д.), арий, речитативов и хоров. Кантата похожа на ораторию, но отличается меньшим размером и масштабом действия, отсутствием драматической разработки сюжета и камерным характером.

    Мы рассмотрели наиболее крупные жанры вокальной музыки, которые включают в себя ещё большое множество подтипов и разновидностей, таких как серенада, частушки, баркаролла, гандольера, ария, ариетта, ариозо, эпиталама, псалом, спиричуэл, шансон и т.д.

    Лучшие статьи по теме