Любимое дело

Псалтирь. Псалтирь Псалом 5 от чего читают

О наследствующем (в Римск. и друг. изданиях LХХ: в конец о наследствующей), псалом Давиду . С Евр.: начальнику хора. На струнных орудиях . «Наследствующий, (или наследствующая), – говорит св. Афанасий, – есть боголюбивая душа или ». То же св. Злат. и бл. Феодорит. По мнению древних Иудеев, как свидетельствует Кимхи, псалом сей написан Давидом в гонение Саула; по другим – Авессалома. Большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви, или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

2 . 3. Глаголы моя внуши , Господи. Глаголы , т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание , т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь».

4 . Заутра услыши глас мой . Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил (). Здесь разумеется утренняя молитва. Заутра предстану Ти, и узриши мя . «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою Днесь » (). Многие молятся, но стоят вдали от Бога.

5 . Яко не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй . Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй » – (Злат.), или злой человек. С Евр.: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой».

6 . Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие .

7 . Погубиши вся глаголющыя лжу , по св. Злат., «людей лживых, порочных, совершающих дела неправды»; по св. Афан., кроме сих, и тех, которые идолов и самих демонов имеют богами, и которые в идолах приносят лживые и неясные ответы и прорицания». Мужа кровей и льстива гнушается Господь . С Евр.: «кровожадного и коварного гнушается Господь».

8 . Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему, в страсе Твоем . Здесь дом и храм означают скинию, которая называется храмом (). Ко храму , т.е. во храме. Давид говорит о себе, что напротив он не таков, как нечестивые. Тогда как последние забывают Бога; он же, пользуясь множеством милости Божией, с благоговением, в страхе Божием, приносит молитвы в св. храме Господнем, чего нет у нечестивых.

9 . Господи настави мя правдою Твоею . С Евр. весь стих: «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой». Т.е. покажи истинный путь, вразуми, утверди и руководи на пути к небу, ибо есть много распутий, которые отклоняют от сего пути. «И хорошо сказала наследствующая, т.е. , – говорит св. Злат., – правдою Твоею ; потому что есть и правда человеческая по законам внешним, но правда малозначащая, не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я, говорит, прошу Твоей правды, которая исходит от Тебя, и которая возводит на небо». Враг моих ради исправи пред Тобою путь мой . Наследствующая (св. ) молит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, дабы удобнее было идти; просит исправить путь не ради ее правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих» (Блаж. Феод.). Св. Афанасий разумеет врагов духовных. Вместо исправи в Еврейском и у Симмаха: уровняй путь т.е. сделай путь удобным, легким.

10 . Гроб отверст гортань их , – т.е. гортань их, как открытый гроб с гниющим трупом, изрыгает слова, исполненные всякого нечестия и зловония. А под сим пророк разумеет, по бл. Феод., хулы их на Бога и слова непотребные и легкомысленные; по св. Афан. и св. Злат. – «смертоносные учения». «Впрочем не погрешит, – говорит св. Злат., – и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова». С Евр.: «ибо нет в устах их истины, сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят».

11 . По множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя Господи . Т.е. «низложи, накажи моих врагов, сделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу, огорчают Бога, став явными богоборцами», говорят св. Афан. и блаж. Феодор. С Евр.: «осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя».

12 . С Евр.: «и возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое».

13 . Оружием благоволения венчал еси нас . С Евр.: «благоволением, как щитом, венчаешь его». «Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, – отвечает св. Злат., – оружие по сердцу Божию, оружие самое благонадежное: – Ты ограждаешь праведника лучшею помощию, Твое благоволение служит ему вместо оружия. Этот венец сплетается из милости, правды, благодати и славы» (Св. Злат.). Или: «Твое благое изволение о нас и великая к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем» (Блаж. Феодор.).

О наследствующем, псалом Давиду, 5

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.


Псалом 5 на русском языке



Толкование Афанасия Великого

Пс.5:1. О наследствующем, псалом Давиду.

«Наследствующий» есть боголюбивая душа, или Церковь. Что же она наследует? – «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). Молится же она, – и, чтобы ей быть услышанною, представляет свою правоту, и обличает лукавство противников.

Пс.5:2. Глаголы моя внуши...
Пс.5:3. Яко к Тебе помолюся.

В наслаждении мысленным светом буду молиться Тебе; потому и «надеюсь», что услышишь меня.

Пс.5:4. Заутра предстану Ти.

Великая похвала усердию – с самого ложа представать Богу и предварять солнце благодарением. Ибо так, говорит, буду взирать на Божественные и святые тайны Твои, уготованные Тобою любящим Тебя.

Пс.5:5. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси.

Надеюсь, что буду услышан Тобою, потому что не делал я ничего ненавистного Тебе. А ненавистны Тебе беззаконие, лукавство, несправедливость, ложь, зависть, коварство.

Пс.5:6. Возненавидел еси вся делающыя беззаконие,
Пс.5:7. Погубиши вся глаголющыя лжу.

Делающими беззаконие наименовал тех, которые погрешают в образе жизни; и они ненавистны Богу. А отпадших от истины и иномыслящих назвал глаголющими лжу; и их погубит Бог. Примечай различие речений: «возненавидел еси» и «погубиши», – во-первых в том, что в речении «погубиши» выражается более худого, нежели в речении «возненавидел еси», и во-вторых в том, что один глагол поставлен в прошедшем, а другой в будущем времени. Под глаголющими лжу разумеет и тех, которые идолов и самих демонов именуют богами, и которые в идолах произносят лживые и неясные ответы и прорицания.

Мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Ибо ненавидит и отвращается такового Бог.

Пс.5:8. Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой,

– в небесный Иерусалим и матерь первородных.

Поклонюся ко храму святому Твоему, во страсе Твоем.

Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достигшие с дерзновением говорят: «Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом мы есмы» (Евр.3:6). Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в себе страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие.

Пс.5:9. Враг моих ради,

То есть, врагов духовных,

исправи пред Тобою путь мой.
Пс.5:10. Сердце их суетно,

То есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины.

Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.

Пс.5:11. Да отпадут от мыслей своих.

Ибо все эти умышления обратили против меня, противясь преспеянию моему по Богу.

По множеству нечестия их изрини я,

Соделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу огорчают Бога, став явными богоборцами.

Пс.5:12. И вселишися в них.

Ибо придут и сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят (Ин.14:23).

И похвалятся о Тебе любящии имя Твое,
Пс.5:13. яко Ты благословиши праведника, Господи.

Поелику ущедряешь рабов Твоих благословением и промышлением Твоим; то посвятившие себя на то чтобы им быть любителями имени Твоего, под Твоею благопопечительностью возвысятся духом, поведая силу Твою. Так говорит и блаженный Павел: «хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор.10:17).

Яко оружием благоволения венчал еси нас,

То есть, при конце за труды наши даруешь нам венец, ограждая нас им, как некиим оружием.

К Тебе, мой Бог, спешу с
молитвой:


Я жизнью утомлён, как битвой!

Куда своё мне сердце деть?

Везде зазыв страстей лукавых:

И в чашах золотых — отравы,

И под травой душистой сеть.

Там люди строят мне напасти,

А тут, в груди, бунтуют страсти !

Разбив мой щит, копьё в куски,

И нет охранной мне руки.

Я бедный нищий, без защиты;

Кругом меня кипят беды,

И бледные мои ланиты

Изрыли слёзные бразды.

Один без вождя и без света,

Бродил я в тёмной жизни сей,

И быстро пролетали лета

Кипящей юности моей…

Везде холодные смеялись

Над сердцем пламенным моим;

И нечестивые ругались

Не мной, но именем Твоим.

Но Ты меня, мой Бог великий,

Покою в бурях научил!

Ты вертоград в пустыне дикой

Небесной влагой упоил!

Ты стал кругом меня оградой,

И, грустный, я дышу отрадой.

Увы! Мой путь — был путь сетей:

Но Ты хранил меня, незримый!

И буря пламенных страстей,

Как страстный сон, промчалась мимо;

Затих тревожной жизни бой…

Отец, как сладко быть с Тобой!

Веди ж меня из сей темницы

Во Свой незаходимый свет!

Все дар святой Твоей десницы,

И долгота и счастье лет.

Псалом 5-й — Ф.Н. Глинка

Псалом 5-й

Г осподи! Словам моим внемли, уразумей
воззвание мое. Внемли голосу моления моего, Царю мой и Боже мой, ибо Тебе
помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты
увидишь меня. Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не водворится у Тебя
лукавый. И не пребудут беззаконники пред очами Твоими, Ты возненавидел всех,
совершающих беззаконие. Погубишь всех, говорящих ложь, кровожадного и льстивого
гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду вдом Твой, поклонюсь святому храму
Твоему в страхе пред Тобою. Господи! Руководи меня правдою Твоею, ради врагов
моих исправь путь мой пред Тобою. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно,
гортань их — открытый гроб, языком своим они льстят. Суди их, Боже! Да отстанут
от замыслов своих. За множество нечестия их низвергни их, ибо они огорчили
Тебя, Господи. И да возвеселятся все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и
вселишься в них, и похвалятся Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь
праведника, Господи: благоволением, как оружием, оградил Ты нас.

Надписание в славянской Библии («о наследствующем» ) указывает на содержание псалма: в нем говорится об участи, уделе, наследии праведников и нечестивых. С евр. языка – «начальнику хора; на духовых инструментах» – надписание говорит о способе музыкального исполнения псалма.

Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Это видно из описания Давидом тех волнений, которые тогда происходили среди евреев: его враги собирались совершить «беззаконие» (Пс.5_6), возбуждали против Давида народ распространением «лжи» и "льст ивыми» обещаниями (Пс.5_10), причем готовился переворот насильственный, с пролитием крови (Пс.5_7). Давид же ходил в храм и молился пред Господом (Пс.5_8), как о наказании беззаконников, так и об "исправ лении своего пут и» пред Господом (Пс.5_9). Все содержание, таким образом, указывает на начало восстания Авессалома, когда Давид не был удален от храма, видел связь между начинавшимися волнениями и своим преступлением, видел и те средства, какие употреблялись Авессаломом для подготовки восстания.

Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях (2–5), а нечестивых и кровожадных его врагов наказать (6–7). Он просит Бога о постоянном руководстве "в правде" , а нечестивых осудить за греховный характер их действий (8–11). Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников (12–13). «Ради врагов моих» , чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях (Пс.5_9). «Уровняй... путь» – дай мирную и безопасную жизнь.

. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

«Услышь... слова» – выслушай, прими мою молитву: «уразумей помышления мои» – внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.

Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля («внемли гласу вопля моего» ).

. Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

«Рано услышь» , «рано предстану пред Тобою» . Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает – окажи скорее помощь. – «Предстану пред Тобою» , т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

. ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

«Не водворится злой» – не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

«Не пребудут пред очами» – не будешь наблюдать, оберегать их.

. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

«Кровожадного и коварного гнушается Господь» . Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом "коварн ым".

. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

Под "дом ом, храм ом» нужно разуметь скинию (см. ; ; ).

. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Молитва Давида о наставлении «от Бога правде" указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости.

. Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

«Нет в устах их истины» – враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. ); «сердце их – пагуба» – они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (); «гортань их – открытый гроб» , распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» – осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.

. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст.) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

5:1-4 Начальнику хора. На духовых [орудиях]. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

Кто как Давид, просыпаясь каждое утро, сразу обращался к Творцу, считая Его своим Царём и Богом (руководителем и наставником)? С раннего утра Давид готов был говорить с Богом и ожидать Его указаний. Не потому ли его любил Бог?Обращался Давид к Богу в молитвах, ну а затем ждал ответов на них - по событиям в своей жизни или по гласу пророков. Не думаем, что Бог буквально отвечал с небес ему - тут же, на рассвете.
Ответ Бога на свои молитвы нужно уметь ещё и услышать: распознать, что же именно Он отвечает и в чём Его ответ проявляется.

5:5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
Давид знал, что у Бога - не сможет обосноваться злой человек и беззаконник, а Давид хотел бы у Бога навеки устроиться. Желать жить под опекунским крылом Отца - позволено всем живущим на земле, никто не обделён шансом потрудиться над собой и СТАТЬ Божьим: добрым и любящим дела Божьи христианином.

5:6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
Бог не только ДЕЛА плохие ненавидит, но и ТЕХ, от кого дела эти исходят. Плохих людей, то есть. И такие есть пока что на Его планете.
Возлюбив человечество в целом и дав каждому дал шанс стать лучше, перестав делать злые дела – Бог, тем не менее, НЕ может возлюбить беззаконников никогда. Потому и уничтожит их.

Но возникает вопрос: Давид и сам творил беззакония иногда. Почему же тогда он был уверен в том, что Бог не уничтожит его?
Речь в этом тексте не может идти о любом согрешающем, так как "все согрешили и все лишены славы Божией (Римл.3:23). Речь в этом тексте идёт о тех, кто согрешает дерзкою рукою и ничуть в этом не раскаивается.

Немного остановимся на ненависти.
Ненависть, как видим - качество, присущее образу Божьему, а, стало быть, и человеку, созданному по образу Божьему, совсем не чуждо качество это.
Ненависть – это СПРАВЕДЛИВОЕ возмущение тем, ЧТО расстраивает планы и мир Творца, имеющего право уничтожать всё и всех, что мешает исполнению Его замысла по сотворению Его мироздания.
Бог – ОБЪЕКТИВЕН, потому истребление нечестивых – тех, кто причиняет ЕМУ вред – акция для Него СПРАВЕДЛИВАЯ.

5:7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Ни лжецу, ни коварному, ни желающему зла своему соседу – не удастся пристроиться под Божьим крылом, это мерзость для Бога – ТАКИЕ люди.

5:8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
Давид же мечтает стоять пред Господом в Доме Его и понимает, что на это надо иметь право: Бог милостив только к тем, чьи пути выравниваются и кто перестаёт делать зло, кто живёт в страхе Господнем.
Давид понимал, что он держится в поле зрения Творца не только благодаря своему стремлению к праведности, но более всего - благодаря незаслуженной милости Божьей.

5:9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
Давид не хочет, чтобы враги его потешались над его падениями, потому и просит Бога наставить его на прямой путь, чтобы как можно меньше падать ему выпадало и чтобы падениями своими не давать повод врагам злословить Бога Давида.

5:10,11 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
Давид возмущён НЕ тем, что против него лично настроены враги его. Но тем, что против Бога они замышляют: ведь Давид был Божьим служителем, и каждое его падение было на руку противникам Бога.
Льстивые речи Давид не терпел, ибо льстецы не обличают и не показывают промахи. Пусть себе падает Давид, и чем чаще – тем для них лучше.

Вот почему глупо Божьему служителю на лесть соблазняться и только приятное в свой адрес воспринимать, подобно Ахаву, который говорил:
И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое.. (3Цар.22:8)

И поскольку сам Давид понимает, что не имеет права выносить приговор всем врагам Бога – он просит Его осудить их:
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

5:12,13 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Давид знает, что в конечном итоге все, кто надеется на Бога и на Его справедливый суд – возрадуются в жизни своей от обилия вечных благословений, которых они дождутся.

Лучшие статьи по теме