Любимое дело
  • Главная
  • Ликвидация
  • О главном чуде, совершенном святыми первоверховными апостолами петром и павлом. Чудеса божие Мученическая смерть апостола Павла

О главном чуде, совершенном святыми первоверховными апостолами петром и павлом. Чудеса божие Мученическая смерть апостола Павла

Апостольские послания конечно сложны для восприятия 12-13-летними школьниками, но совсем исключить их из курса мы посчитали невозможным. Один урок мы посвящаем самому понятию «послания апостольские» и соборным посланиям, и один урок - посланиям Павловым. Рабочие Листы этих двух уроков представляют собой оформленные в виде свитков бланки с пустыми строчками и ссылками на отрывок, который мы предлагаем законспектировать.

Важно, чтобы эти цитаты были небольшие, но запоминающиеся.

Из посланий Иоанна - цитаты о том, что «Бог есть любовь»:

  • 1Ин 4:9 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него»
  • 1Ин 4:16 «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
  • 1Ин 4:20 «... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

Из посланий Иакова:

  • о терпеливом перенесении искушений (Иак 1:12),
  • о подтверждении веры делами (Иак 2:14-24),
  • о необходимости молиться всегда (Иак 5:13).

Из посланий Петра - призыв христиан к святости на том основании, что они «искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного Агнца» (1 Пет 1:19)

Из посланий Павла помимо непременных цитат о любви, мы посчитали необходимым дать юношеству наставления в благочестии от самого апостола, тем более что наши пожелания воспитанникам полностью совпадают с апостольскими. Мы, также как и апостол, желаем, чтобы наши юноши «произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»; а наши девицы «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1Тим 2:8-10)

Апостольскими посланиями заканчивается непосредственное знакомство со Священным Писанием, дальнейшие уроки истории христианства позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания. Это опять же актуально в наше нелегкое время, когда многочисленные протестантские конфессии, провозглашая принцип «Только Писание» и неизбежно создавая при этом свое предание, обвиняют православных в отрыве отБиблии.

На наш взгляд, подросткам следует быть готовым к тому, что какой-нибудь проповедник пожелает посеять сомнение в их юных душах заявлением о том, что, допустим, сведений об успении Божьей Матери в Библии нет. Этот вопрос не смутит их, если они будут знать, что жизнь Церкви, основанной Господом нашим Иисусом Христом, не ограничена рамками Библии, хотя, несомненно, продолжается строго в духе Священного Писания и отсекает от себя все, несоответствующее этому духу. Понятия «Писание» и «Предание» уже рассматривались в начале курса Нового Завета, и учащиеся знают, что основания для двунадесятых богородичных праздников Церковь находит в Священном Предании. Курс Церковной истории расширяет знакомство с Преданием. Несколько уроков посвящено истории гонений, жития святых мучеников - тоже часть Церковного Предания.

Следующий большой пласт Предания - история Вселенских Соборов. Мы посчитали бессмысленным давать 12-13-летним детям для запоминания даты Соборов и догматические вопросы, обсуждаемые на них. Мы обозначаем общую причину созыва Соборов - появление у Церкви внутренних врагов - еретиков, сменивших врагов внешних - язычников. А разговор о каждом конкретном Соборе решили связать с наиболее яркой личностью участника Собора. I Вселенский Собор - это знакомство со святителями Николаем Мирликийским и Спиридоном Тримифунтским; II Вселенский Собор - Григорием Богословом и Василием Великим, VII Вселенский Собор - Иоанном Дамаскиным. Рабочие Листы этих уроков представляют собой краткие конспекты жития этих основоположников христианского вероучения, поделенные на абзацы. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац и таким образом выделить основные моменты жизни святого.

Пять уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодием», «Крещение Руси». Помимо них нами включены в курс: одна тема, знакомящая старшеклассником с памятником древнерусской письменности - «Словом о Законе и благодати митрополита Илариона», одна тема, посвященная иконописи Андрея Рублева и одна тема, посвященная нашим соотечественникам, пострадавшим за веру в Орде. Последний урок Церковной истории посвящен христианскому искусству - истории иконы.

В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом богообщения он пополнил сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом.

Введение.

В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Святых Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый "фон" для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла. Насколько "беднее" оказались бы мы без книги Деяния Апостолов! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга. Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.

В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.

Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:

Петр

  • 3:1-11 Исцеление хромого от рождения
  • 5:15-16 Осененные тенью Петра исцеляются
  • 5:17 Зависть со стороны иудеев
  • 8:9-24 История с Симоном-волхвом
  • 9:33-35 Исцеление Енея
  • 9:36-41 Воскрешение Тавифы

Павел

  • 14:8-18 Исцеление хромого от рождения
  • 19:11-12 Целительная сила платков и фартуков Павла
  • 13:45 Зависть со стороны иудеев
  • 13:6-11 История с Елимой-волхвом
  • 20:9-12 Воскрешение Евтиха

Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (главы 9,22,26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, "оправдание" апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в главе 27.

Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства. Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества. Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (глава 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей - к примеру, избрание Матфия в главе 1 и уже упомянутое избрание Семи в главе 6.

Так в чем же все-таки состояла главная цель Книги Деяния Святых Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на "апологетической" точке зрения, утверждает: "Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в законопослушности христианства, и тут Лука несомненно является пионером".

В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в Деяниях Апостолов, за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах -16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) - всегда религиозного происхождения, и инициаторы их - иудеи.

И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяния Апостолов и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих книги Деяний Апостолов, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.

Пожалуй все-таки автор книги Деяний Апостолов ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать "продвижение" Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии "и даже до края земли" (1-8).

Вильям Барклай, одни из исследователей книги Деяний Апостолов, пишет: "Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима". Это так, и именно в этом "секрет" перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу.

При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян. 1:1 перекликается с Лук. 1:1-4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.

Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку книга Деяний Апостолов несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив. Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии ("Царствие Божие" в 28:31). ("Эсхатология" - учение о конечных судьбах мира и человека. - Ред.)

В Деяниях Апостолов подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него. Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому. Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.

Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в книге Деяния Святых Апостолов.

В обеих этих книгах "красной нитью" проходит упомянутая эсхатологическая тема. Выражение "Царство Божие", исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях - 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23,31). Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве "рассыпаны" по книге Деяний Апостолов (1:11; 2:19-21,34-35; 3:19-25; 6:14; 10:42; 13:23-26, 32-33; 15:15-18; 17:3,7,31; 20:24-25,32; 21:28; 23:6; 24:15-17,21,25; 26:6-8,18; 28:20).

Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел - главные исторические персонажи книги Деяния Святых Апостолов; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.

Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений "мы, нас", неоднократно встречающихся в 16:10-17 и в 20:5 - 28:31. Вторым "источником" был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему "доброму доктору" и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения. Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (20:4-5; 21:15-19).

В Деян. 21:18-19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав книги Деяния Апостолов. Заметим, что эти главы выдают свое "арамейское происхождение". Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (Лук. 1:2-3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.

Время написания.

По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.

Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66-68 гг. по Р. Х., если бы книга не была написана до этого.

Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по Р. Х., в книге Деяния Апостолов не упоминается.

Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяния Святых Апостолов 60-62 гг. по Р. Х. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.

Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой - это ключевой стих в Деян. 1:8 "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно "рост" имел место (2:41; 4:31; 5:42; 8:25,40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.

На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов - ключевого стиха (Деян. 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви - и строится предлагаемый ниже План.

План книги Деяния Святых Апостолов:

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 - 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1-2)

1. Вступление (1:1-5)

2. Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6-26)

3. Начало Церкви (глава 2)

Первое сообщение об успехе: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (2:47)

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 - 6:7)

1. Оппозиция церкви (3:1 - 4:31)

2. Наказание, совершившееся в церкви (4:32 - 5:11)

3. Преуспевание церкви (5:12-42)

4. Решение административных вопросов (6:1-7)

Второе сообщение об успехе: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (6:7)

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 - 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 - 8:1а)

1. Арест Стефана (6:8 - 7:1)

2. Речь Стефана в синедрионе (7:2-53)

3. "Атака" на Стефана (7:54 - 8:1а)

Б. Служение Филиппа (8:1б-40)

1. В Самария (8:1б-25)

2. Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26-40)

В. Миссия Савла (9:1-31)

1. Обращение Савла (9:1-19а)

2. Начало конфликтов с иудеями (9:19б-31)

Третье сообщение об успехе: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии… на-зидаясь и ходя в страхе Господнем… при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31)

III. Свидетельство "до предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

1. Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32 - 10:48)

2. Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1-18)

3. Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия "всему миру" (11:19-30)

4. Преследование церкви в Иерусалиме (12:1-24)

Четвертое сообщение об успехе: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24)

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25 - 16:5)

1. Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25 - 13:3)

(Первое миссионерское путешествие, главы 13-14)

2. Миссионерский обход Малой Азия (13:4 - 14:28)

3. Собор в Иерусалиме (15:1-35)

4. Утверждение церквей в Малой Азии (15:36 - 16:5)

(Второе миссионерское путешествие, 15:36 - 18:22)

Пятое сообщение об успехе: "И церкви утверждались" верою и ежедневно увеличивались числом (16:5)

В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6 - 19:20)

1. Побуждение идти в Македонию (16:6-10)

2. Конфликтные ситуации в Македонии (16:11 - 17:15)

3. Миссионерская кампания в Ахайе (17:16 - 18:18)

4. Завершение второго миссионерского путешествия (18:19-22)

5. "Завоевание" миссионерами Ефеса (18:23 - 19:20)

(Третье миссионерское путешествие, 18:23 - 21:16)

Шестое сообщение об успехе: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20)

Г. Павел стремится в Рим (19:21 - 28:31)

1. Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21 - 21:16)

2. Заточение Павла в Иерусалиме (21:17 - 23:32)

3. Заточение Павла в Кесарии (23:33 - 26:32)

4. Заточение Павла в Риме (главы 27-28)

Седьмое сообщение об успехе: "Павел… принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе" (28:30-31).

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, является святой апостол Петр. Летом, а точнее 12 июля, мы все отмечали день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. До этого постились Петровым постом. Каждое из четырех Евангелий упоминает о Петре. Причем он известен и как вернейший друг и спутник Иисуса, преданный и горячий ревнитель за веру, и как тройственный предатель и отреченец. Невероятно, но факт. Факт, изложенный в нескольких Евангелиях.

Давайте поподробнее вспомним житие этого славного и всехвального апостола.

До призвания Спасителем на апостольское служение Петр носил имя Симон. Он являлся родным братом Андрея Первозванного, также будущего апостола, который впоследствии и привел Петра ко Христу.

Братья были сыновьями рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, небольшого города в Палестине, и зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы. Симон жил обычной мирской жизнью – был женат и занимался рыболовством.

Надо сказать, что заповедь «Возлюби ближнего своего», наряду с заповедью «Возлюби отца и мать», Симон впитал в себя с юности. Он все время помогал своему престарелому отцу, а также, рыбача, кормил не только свою жену, но и свою тещу, о болезни и исцелении которой также повествует нам Евангелие.

Брат же Симона, Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии, и сделался его учеником.

Слыша свидетельства учителя своего о Христе как о Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим учеником Крестителя пошел вслед за Господом, вопрошая Его:

– Равви, где живешь?

– Пойдите и увидите, – отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Ин. 1, 38-39). Андрей всем сердцем прикипел ко Христу, и эту радость встречи со Спасителем он, как добрый и преданный брат, не мог не разделить с Симоном.

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа». Затем он привёл Симона к Спасителю, и Тот, лишь глянув на него, произнес: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (на древнегреческом языке «камень» – петрос)».

Едва Симон услыхал эти слова, в его сердце возгорелась искренняя и жаркая любовь к Иисусу Христу. Петр уверовал в то, что Спаситель действительно является Мессией, прихода которого так жаждал весь иудейский народ.

Однако в отличие от Андрея, Петр не последовал за Христом сразу. Будучи вынужденным добывать пропитание для семьи и престарелого отца, он вернулся к себе домой. Там, занимаясь привычной ловлей рыбы, заботясь о родных и справляя усердные молитвы Господу, Петр и пробыл вплоть до призвания на апостольское служение.

Случилось так, что когда Христос путешествовал по берегам Галилейского моря, он увидел Петра и Андрея, занятых рыбным промыслом. Со словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – он призвал их к служению. В чем же заключалась «ловля человеков?»

Христос ступил в лодку Симона, который был расстроен тем, что за ночь не удалось выловить ни одной рыбёшки. Это был его единственный источник пропитания, и поэтому можно понять настроение рыбаря.

Спаситель велел братьям ещё раз закинуть сеть. Не веря в удачу этого предприятия, они, тем не менее, не осмелились ослушаться Его. Но когда Петр стал тянуть сеть назад, он узрел, что она была настолько полна рыбой, что начинала рваться. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что рыб было 153. Можете себе представить это количество после одного закидывания сети?

В столь метафоричной форме Господь указал братьям на их долг – «уловить в сети христианской веры» многие народы. А такое большое количество рыбы говорило братьям о том, что их деяние на ниве апостольства и проповедничества принесет большие плоды.

Осознав чудо, которое совершил Христос прямо на его глазах, Петр испугался и пал к Его ногам со слёзною мольбою: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Но милостивый Спаситель, наоборот, приблизился к Петру и промолвил: «Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти».

Этот случай изменил жизнь Петра: покинув дом, он отправился за Христом, как и другие Его ученики. Но прежде чем это случилось, Спаситель посетил жилище Петра и прикосновением руки исцелил тёщу апостола, бывшую при смерти. Женщина не только исцелилась от горячки, но сразу смогла встать с одра своего и служить прибывшим гостям, накрывать стол, подавать пищу. Это говорило не только об исцелении ее, но и о полном восстановлении организма болящей. И это все произошло на глазах Симона в долю секунды одним лишь прикосновением руки. Могли ли быть у него сомнения, Кто рядом с ним? Вряд ли.

Во время странствий вместе с Господом Пётр стал свидетелем многочисленных чудес, сотворенных Мессией. Он был свидетелем Божественной славы Христа во время Его Преображения на горе Фавор, был также свидетелем воскрешения дочери Иаира, ходил по водам по соизволению Господа на озере Тивериадском, присутствовал при исцелении собственной тещи, а также при исцелении бесноватого отрока и у подножия Фавора и собственными руками поймал рыбу, в которой, по слову Христа, был статир.

Апостол всем сердцем своим веровал во Христа и на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Однако искреннее исповедание Петром Господа Сыном Божиим не удержало его впоследствии от троекратного отречения от своего Учителя в ночь иудиного предательства. Но это отступничество Петра было искуплено его искренним покаянием, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, как об этом повествует святой евангелист Иоанн (Ин. 21, 15-17).

Столько было простоты, искренности и полного доверия в этом бесхитростном ответе, что Господь удостоил Петра особого дара: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Когда Христос рассказывал апостолам о страданиях, которые Ему предстоит испытать, Пётр со слезами молил Господа поберечь себя, не допустить истязаний и мук. И тогда воскликнул Иисус: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!». Ведь миссией Христа было через жестокую смерть Свою открыть человечеству путь к вечной жизни, и Он явился на землю лишь для того, чтобы пройти весь Свой скорбный путь.

«В этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя»

Но эти слезы Петра – это проявление искренней любви и участия к судьбе Спасителя, волнение за Его жизнь. И в этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя.

Когда Петр услышал эти гневные речи, он не осерчал и не испытал досады, но ещё больше возлюбил Господа.

А когда случилось так, что некоторые из Его учеников решили покинуть Спасителя, ибо не могли понять и вместить в себя все Его слова, Иисус предложил и двенадцати самым верным апостолам удалиться. Но Пётр горячо воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого!».

Вера Петра была настолько абсолютна, что однажды он испросил у Христа дозволения прийти к Нему по воде. Иисус милостиво дал согласие на это. И тогда апостол покинул свою лодку, ступил на воду и пошёл к Господу. Но внезапно, то ли испугавшись сильного ветра, то ли усомнившись в реальности происходящего, Петр начал тонуть. Спаситель дал ему руку и тем самым избавил как от потопления, так и от маловерия.

Христос и апостол Пётр

Этот момент описан сразу в трех Евангелиях. Вспомним его чуть подробнее. Это произошло сразу после того, как пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами. Христос, уставший, уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи. И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа.

А теперь обратим внимание на то, как на Его появление реагируют апостолы. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. И не просто говоря. Он готов идти ко Христу, пусть даже и по воде.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И результат очевиден – Петр начинает тонуть. Горячность, любовь, преданность… и неверие. И именно он, этот червь сомнения и неверия, привел Петра и к следующему, весьма неблаговидному поступку.

Поддавшись животному страху после ареста Иисуса и не желая разделить Его участь, апостол предал Своего Учителя… Предал не единожды, не дважды, а целых три раза.

Примечательно, что ещё во время Тайной Вечери – ужина, который состоялся накануне заключения Спасителя – Сам Мессия предсказал все эти события.

Постыдное отречение Петра описано во всех Евангелиях. Вспомним подробности. Первое отречение произошло сразу после пленения Иисуса. Мессию привели ко двору первосвященника Каифы, и Петр последовал за своим Учителем. Там его опознала одна из служанок. Вторично отречение произошло несколькими часами позже, когда Петра вновь опознали. И последнее случилось в ту же ночь: к Петру пришли приспешники Каифы и утвердительно заявили, что он был с Христом, ибо говорит как галилеянин. Как в каждой местности, в Галилее было свое наречие. Именно оно и выдало Петра. Но и здесь он, условно говоря, пойманный с поличным, отрёкся от своего Учителя.

Когда на утро первый петух возвестил о восходе солнца, Пётр осознал весь ужас содеянного и начал горько плакать. Легенда гласит, что всю последующую жизнь апостол, услышав рассветный крик петухов, испытывал стыд, и слёзы выступали на его глазах.

Вместе со стыдом к Петру пришло и раскаяние. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Петр был восстановлен как апостол Господень и получил ключи от Царствия Небесного. Более того, он стал «главным» над другими апостолами и почитается как первый проповедник Слова Божьего. Пламенными речами Петр обращал в христианство тысячи человеческих душ одновременно, а кроме этого он получил ещё один великий дар – совершать чудотворения.

Однажды к апостолу обратился бедняк, которого все звали «Красный». Он не мог ходить и просил милостыню. Пётр ответил, что денег не имеет, но во имя Иисуса Христа может отдать кое-что другое, более ценное. Промолвив: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!», – он взял больного за руку, и тот встал совершенно легко и начал славить Господа. О сем чуде нам повествуют Деяния святых апостолов.

«Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление»

Петр отправился в странствия, и всюду, где он появлялся, тысячи людей обращались к Христу. Апостол совершил множество чудес во время этих путешествий: в Лидде он словом исцелил Енея, который 10 лет обездвиженным лежал на одре. А в Иоппии по молитве святого воскресла юная девушка Тавифа. Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление. Предание гласит, что в разных городах, где появлялся апостол, больных и немощных складывали на улице, и они делались совершенно здоровыми, когда на них падала тень проходящего мимо Петра.

Когда Пётр пребывал с христианской миссией в Иерусалиме, жестокий царь Ирод пленил его. На счету Ирода было много жертв, в том числе и смерть другого апостола, Иакова Зеведеева.

Но ночью к святому Петру снизошел Ангел, и железные оковы (которые теперь называются веригами) сами пали с рук и ног пленника. Эти вериги сегодня почитаются за святыню, а от прикосновения к ним люди получают исцеления.

Апостол Петр проделал долгий путь: он проповедовал христианство на берегах Средиземного моря и в Малой Азии, в Египте и Греции, в Риме и Испании, Карфагене и Британии.

Ему принадлежат два известных послания – оба к малоазиатским христианам. К сожалению, как множество людей обрело веру благодаря стараниям апостола, так появились и те, кто люто его ненавидел. Стоило Петру покинуть город, возникали коварные лжецы, которые искажали оставленные апостолом сказания и наветы.

Когда шел 12-й год правления императора Нерона – бесстыдника, потворщика блуда и бесчинств, – Пётр вернулся в Рим. Апостол яростно порицал образ жизни властителя и увещевал римский народ не поддаваться соблазнам и искушениям. Из-за проповеди целомудренной и чистой жизни и обращения двух его любимых жен в христианство император наполнился лютой ненавистью к Церкви и стал искать Петра, чтобы предать его смерти.

Указом императора Нерона Петра было велено распять на кресте, как и его Учителя. Однако апостол не считал себя достойным той же смерти, что и Христос. Он попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Мольба эта была исполнена. Земной путь апостола Петра окончился 29 июня 67 года со дня Рождества Христова.

Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом!

Вот таковой была жизнь святого апостола Петра. В ней было всё: честность и праведность, горячность и сомнения, истинная вера и предательство. И Любовь. Всепобеждающая и всепрощающая Любовь, которая и помогла ему стать первоверховным апостолом.

Подходя к иконе святых Петра и Павла, попросите об укреплении веры, зная то, через какие сомнения и неверие прошли эти два великих ученика Христа.

И пусть по горячим молитвам святого апостола Петра Бог услышит нас, поможет, укрепит, спасет! И искоренит сомнения и неверие!

Вконтакте

Апостол Петр

Апостол Петр третий раз был посажен в тюрьму. Несколько дней он сидел там. Его заковали в цепи. Кроме сторожей, которые стояли у всех дверей, на ночь ставили двух часовых, и он спал между ними. Однажды ночью в темнице вдруг стало светло, появился ангел Господень и сказал ему: «Вставай скорей!» Петр встал, цепи упали с его рук. Ангел велел обуться, одеться и идти за ним.

Петр идет за ангелом и думает, не во сне ли все это ему видится? Прошли первых часовых, вторых, пришли к последним воротам на улицу. Тяжелые ворота без шума отворились сами собой, и они вышли из тюрьмы, прошли одну улицу, и ангел скрылся. Осмотревшись, Петр сказал: «Да, теперь я вижу, что Бог послал Своего ангела спасти меня». Затем он пошел к тому дому, где апостолы и другие верующие собирались молиться Богу. Вы, вероятно, догадываетесь, почему они собирались на молитву ночью. Днем они боялись евреев. Петр подошел, постучался в двери, вышла служанка и спросила: «Кто там?» Петр отозвался. Когда служанка услышала голос Петра, она так обрадовалась, что, забыв отпереть ему двери, побежала в горницу (комнату) сказать, что у крыльца стоит Петр. «В своем ли ты уме?» – набросились на нее. Она спорила, что слышала голос Петра. А тот стучится и ждет, скоро ли его впустят. Наконец отперли. Петр рассказал, как ангел вывел его из тюрьмы, и ученики радовались и благодарили Господа.

Апостол Петр не только в Иерусалиме проповедовал об Иисусе Христе. Он ходил по всей иудейской земле, был и в чужих далеких землях, рассказывал об Иисусе и крестил язычников. Он ходил в Рим, где жили римские императоры, и там многих обратил в Христову веру. Был даже во дворце, где крестил жену римского императора.

Чудеса, совершенные апостолом Петром

Апостол Петр, как и другие ученики Христа, имел от Бога особенную силу исцелять больных и творить разные чудеса. Когда он проходил по улице, выносили больных и клали их на дорогу, по которой он шел. Вы, конечно, видели свою тень, которая движется за вами, когда вы идете или бежите. Самые тяжелые больные, вынесенные на улицу, становились сразу же здоровыми, лишь только на них падала тень проходившего мимо апостола Петра.

В городе Лидде он исцелил человека по имени Эней, который восемь лет был парализован и не мог встать с постели. Эней тотчас выздоровел, встал и начал ходить. Многие, видевшие это чудо, поверили в Христа.

В это время в соседнем городе Иоппии заболела и умерла одна благочестивая девушка Тавифа, верившая в Иисуса Христа. После смерти ее вымыли и положили на стол. Услыхав, что апостол Петр недалеко, послали за ним. Когда он пришел, женщины, бывшие в доме, плакали и показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа. Петр всех отправил из комнаты, стал на колени, помолился Богу, потом, обернувшись к покойнице, сказал: «Тавифа! Встань!» Покойница открыла глаза и села. И она вновь принялась за свои работы.

Освобождение апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–11)


Ангел выводит апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–17)


В Риме у одной знатной дамы умер сын. Апостол Петр сказал умершему: «Юноша, встань! Встань! Воскрешает тебя Господь Иисус Христос!» Мертвец ожил и встал.

Мученическая смерть апостола Петра

Когда Петр был в Риме, там царствовал развратный и жестокий император Нерон, который, как и другие язычники, не любил христиан. Он приказывал хватать их и мучить. Чего только ни делали с христианами! Били, секли, распинали на крестах, отрубали руки, ноги, головы, жгли в огне, варили в горячем масле, срывали ногти и кожу со всего тела, вырывали языки, выкалывали глаза, отдавали на съедение диким зверям, вешали на деревьях и строгали железными граблями, смазывали все тело смолой и поджигали. Много-много других мучений придумывали злые язычники, чтобы заставить христиан отказаться от Христа и поклоняться языческим идолам. Страшно даже говорить о тех мучениях, которые терпели христиане от язычников. Слава Богу, что мы живем теперь, а не в то время! Нам с вами, друзья, пожалуй, и не вынести бы этих мук. А христиане все это терпели, не отказывались от Христа, не молились идолам и не приносили языческих жертв. Тысячами люди умирали за Христа. Это еще больше злило мучителей. Особенно старались мучить апостолов и учителей христианских.

Христиане боялись, что язычники схватят, будут мучить и убьют и апостола Петра. Они уговаривали его уйти из Рима. Петр послушался и ночью потихоньку пошел из города. Он уже вышел за городские ворота, как вдруг видит, что навстречу ему идет Сам Спаситель, Иисус Христос. Петр испугался и обрадовался, поклонился Ему и спросил: «Господи! Куда идешь?» Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы Меня там опять распяли». И скрылся. Петр догадался, что нехорошо сделал, убегая от мучения, и вернулся в Рим, где его схватили язычники, посадили в тюрьму и приговорили распять на кресте. Апостол Петр просил, чтобы его не распинали, как Христа, он не стоит этого, а чтобы распяли вниз головой. Так и сделали. Ноги его были приколочены сверху, а голова свисала вниз.

Апостол Павел

Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.


Савл на пути в Дамаск. (Деяния 9:1–8)


Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.

Чудеса, совершенные апостолом Павлом

Однажды апостол Павел рассказывал об Иисусе Христе одному начальнику (проконсулу города Пафы Сергию). Здесь же был один волшебник, колдун, который мешал ему, уговаривал Сергия не слушать Павла. Апостол сказал ему: «Вот рука Господня на тебе (вот тебе наказание за то, что ты сбиваешь людей): ты будешь слеп и долго не увидишь солнца». Волшебник в ту же минуту ослеп. А проконсул, увидев чудо, поверил в Христа.

В городе Листре апостол Павел одному хромому, который сроду не владел ногами, сказал: «Встань прямо!» Тот вскочил и стал ходить.

В городе Филиппы язычники напали на апостолов Павла и Силу (из семидесяти апостолов), избили, посадили в тюрьму и приказали сторожу хорошенько за ними смотреть. Тот заковал их в цепи и запер в самую надежную, крепкую тюрьму. Около полуночи Павел и Сила молились Богу и пели священные песни. Остальные узники слушали их. Вдруг произошло землетрясение: стены темницы зашатались и готовы были упасть; все двери открылись, и оковы со всех упали. Тюремный сторож спросонок подумал, что все узники убежали, схватил меч и хотел убить себя, но Павел закричал ему: «Остановись! Мы все здесь!» Зажгли огонь, стали смотреть и увидели, что никто не убежал. Сторож бросился к ногам Павла и Силы и спрашивает: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и твои родные!» И стали рассказывать всем, кто здесь был, об Иисусе Христе. Сторож тотчас обмыл их раны, привел в свой дом и приготовил ужин. В ту же ночь сторож и все его домашние крестились.

В городе Троаде апостол Павел воскресил мертвого. Христиане собирались на молитву ночью, потому что днем нельзя было. Язычники, всюду искавшие христиан, могли забрать молящихся, разогнать их, помешать молитве, осмеять обряды, надругаться над таинствами. Однажды в воскресенье христиане собрались ночью. Служили обедню (совершали таинство причащения) и причащались. Апостол Павел говорил проповеди. Служба длилась долго. Около полуночи один юноша, чувствуя сильную усталость, присел на окно, задремал, уснул и свалился на улицу с третьего этажа. Он разбился до смерти. Павел спустился на улицу, наклонился к мертвому, обнял его и сказал: «Не беспокойтесь, душа его в нем». Юноша тотчас ожил.


Чудесное спасение апостола Павла и его спутников. (Деяния 27:27–44)


Однажды Павла везли на корабле в римскую тюрьму. Перед этим апостол предупреждал, что на море будет страшная буря, поэтому лучше немного подождать, не ехать. Его не послушали, но когда вышли в море, поднялась такая страшная буря, что с корабля выбросили в море весь груз, все вещи, какие кто имел, чтобы сделать корабль полегче. Небо покрылось густыми черными тучами: не видно ни солнца, ни звезд, завывает сильный ветер, который все ломает и рвет. Только и слышно, как лопаются и рвутся паруса и веревки, трещат и скрипят доски и бревна. Страшно: кажется, что в любую минуту корабль могут залить волны, которые то поднимали его, как легкую щепку, то бросали вниз. Целых две недели продолжалась эта страшная буря. Наконец Павел встал среди своих спутников, которые уже чуть не умирали от страха и голода, и сказал им: «Успокойтесь! В эту ночь мне явился ангел Божий и сказал, что мы не потонем, останемся живы. Разобьется только корабль. Вот уже четырнадцатый день, как вы ничего не ели. Поешьте чего-нибудь». Он взял хлеб, помолился Богу и стал есть. Другие, глядя на Павла, тоже поели. Вскоре увидели берег. Корабль со всего размаху врезался носом в песок и сел на мель. Его стало заливать водой и ломать. Все бросились плыть к берегу, а кто не умел плавать, хватался за доски и бревна, которые волнами сносило к берегу. Как сказал Павел, так и случилось: никто не утонул, все спаслись.

Все мокрые, продрогшие, они попали на остров Мелит-Мальта. Жители приняли их, развели огонь, чтобы они обсушились и согрелись. Павел набрал охапку хвороста, и когда клал его в огонь, из хвороста выползла змея, ехидна, и впилась ему в руку. Все думали, что Павел сейчас упадет и умрет, но он стряхнул змею в огонь и остался жив.

У правителя этого острова был болен горячкой отец, у которого, кроме того, болел живот. Павел пошел к больному, помолился и, положив на него руки, исцелил. Здесь же он вылечил и многих других больных.

Много, много чудес творил апостол Павел, много исцелял больных. Больные излечивались даже тогда, когда на них клали пояса апостола и платки, которыми он повязывал голову.

Мученическая смерть апостола Павла

Апостол Павел терпел много гонений от иудеев и язычников. Сколько раз его водили на суд, сажали в тюрьму, били палками и камнями! Сколько раз иудеи и язычники хотели его убить за то, что он верит в Христа и учит этой вере других! Но он не боялся ни гонений, ни темницы, ни смерти. Он всем рассказывал об Иисусе Христе, всех учил верить в Него. Для этого он ходил в Грецию, Италию и другие страны. Наконец в Риме по приказанию Нерона язычники отрубили ему голову.

Проповедь и кончина остальных апостолов

Что же произошло с другими апостолами? После вознесения Господа апостолы бросили жребий, кому из них в какую землю идти проповедовать учение Христа и крестить верующих. И разошлись они из Иерусалима в разные стороны. Где пешком, где на корабле добирались они до самых далеких стран и все рассказывали об Иисусе Христе, о том, что это истинный Бог, Который спасает всех верующих и молящихся Ему. Многие внимательно слушали слова апостолов и с радостью крестились. Но были и злые люди, которые и слышать о Христе не хотели. Апостолов и тех, кого они обращали в христианство, за то, что они не признавали языческих идолов и не молились им, выгоняли из городов, сажали в тюрьмы и убивали. Все апостолы пострадали за Христа; все, исключая одного Иоанна Богослова, были убиты иудеями или язычниками.


Святой Евангелист Иоанн Богослов на острове Патмосе. (Апокалипсис 1:9)


Одного из них, Иакова, который по Божьему жребию был епископом, архиереем иерусалимским, евреи сбросили с высокой крыши храма. Иаков сильно разбился о камни церковного двора, но остался еще жив и молился за своих убийц: «Господи! Прости их! Они сами не знают, что делают». Тут один иудей ударил его по голове и убил до смерти.

Другой апостол, Андрей Первозванный, приходил на нашу русскую землю. Но это была пустая, дикая, заросшая густым лесом страна. Не было еще больших красивых городов, не было и таких дорог, как сегодня. Полудикие жители того времени совсем не были похожи на теперешних образованных русских людей. Апостол Андрей дошел до того места, где теперь стоит наш славный город Киев. Там, на горе, он поставил крест и сказал, что на этом месте будет большой город со множеством церквей, что жители этой земли станут христианами. В Греции апостола Андрея язычники распяли на кресте.

За Христа пострадали и умерли и все остальные апостолы, исключая апостола Иоанна, которого хотели отравить ядом, но яд не подействовал. Бросили его в котел с кипящим маслом, но и тут Господь сохранил его. Он умер своей смертью в глубокой старости на одном острове (Патмосе), куда был сослан язычниками.

Успение (кончина, смерть) Божьей Матери

Вы, любезные дети, конечно, не забыли, что Божья Матерь была Дочерью благословенных родителей Иоакима и Анны, у которых до самой старости не было детей. Очень грустили из-за этого Иоаким и Анна, молились и обещали, что, если родится у них ребенок, отдадут его Богу. Как ни рады они были рождению Дочери, Которую назвали Марией, как ни любили Ее, но с трех лет отвели в храм и отдали на воспитание священникам. Вы знаете, какая это была благочестивая и кроткая Дева, такая Святая, что ангелы приносили Ей пищу. Она или занималась рукоделием, или молилась Богу, или читала слово Божье. Когда она выросла, Ее отдали старому Иосифу, а чтобы он за Ней лучше смотрел, их обручили, потому что идти замуж Она не захотела, дав Богу клятву навсегда остаться Девой. Помните мои рассказы о том, как Она жила в доме Иосифа, как явился Ей архангел Гавриил и сказал, что от Нее родится Спаситель? Помните, как Она родила Спасителя в Вифлееме, в пещере, как носила Его в храм, где их встретили Симеон и Анна, как потом бежала с Младенцем Иисусом от Ирода в Египет, как искала Своего двенадцатилетнего Сына Иисуса и нашла Его? Она была с Иисусом на брачном торжестве в Кане галилейской, была при Нем, когда Он ходил по земле и учил людей, вместе с Ним терпела бедность и унижение. А как Она страдала и плакала, когда Ее любимого Сына мучили и распинали на кресте, когда Он умер! Как радовалась, когда увидела Господа воскресшим!

После вознесения Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь Его Дева Мария жила в доме апостола Иоанна, который, помня слова Спасителя, сказанные ему с креста: «Вот Матерь твоя!», чтил Ее, как самый нежный сын, и заботился, как о родной матери. Около двадцати лет после вознесения Господа жила Его Пречистая Матерь на земле. Каждый день Она ходила молиться ко гробу Своего Сына и в сад Гефсиманский, где наш Спаситель молился перед Своей смертью, и на Голгофу. Злые иудеи хотели Ее убить, но Сын хранил Свою Матерь. Узнав, что Она ежедневно ходит ко гробу Своего Сына, архиереи и книжники поставили у гроба стражу, чтобы никого туда не пускать и убить Матерь Христа. Но Бог совершил чудо. Он ослепил стражу, так что она не видела Божьей Матери, приходившей ко гробу. Стражники наконец доложили, что никто не приходит, что они долго охраняли гроб, но никого не видели.

Апостолы, которым после вознесения любимого Учителя на Небо оставалось лишь одно утешение – видеть Его Матерь и разговаривать с Ней, глубоко чтили Ее. Они никакое дело не начинали без благословения и совета Божьей Матери. Уходя на проповедь в дальние страны, апостолы просили Деву Марию благословить их и молиться за них. Приходя в Иерусалим, они рассказывали Ей, где были, как проповедовали и обращали людей в Христову веру.

К ней приходили больные, и Она исцеляла их; приходили скорбящие, плачущие от горя, и Она их утешала; приходили грешники, и Она уговаривала их раскаяться и исправиться, чтобы спастись.

Наконец наступило время, когда Господь Иисус Христос захотел взять Пречистую Матерь Свою к Себе на Небо. Она молилась в Гефсиманском саду, как вдруг явился Ей ангел и сказал, что через три дня Она умрет, и подал Ей финиковую ветку из рая. Пресвятая Богородица велела приготовить все к Своему погребению и попросила Иоанна, чтобы он нес перед Ее гробом райскую ветвь. Все родственники, множество христиан собрались к Божьей Матери и плакали о том, что Она скоро оставит их. Богородица же утешала их, просила не плакать и обещала молиться за них.

Ей хотелось перед смертью видеть апостолов, учеников Своего любимого Сына, проститься с ними. Но в Иерусалиме были только Иаков и Иоанн; остальные разошлись по разным странам проповедовать Христа. И вот какое чудо сделал Спаситель, чтобы исполнить желание Своей Матери. Всех апостолов, кроме Фомы, ангелы принесли в Иерусалим, в дом, где жила Пресвятая Богородица. Как же они удивились, увидев друг друга, и как плакали, когда узнали, что Господь собрал их для того, чтобы похоронить Богородицу, Которую они так любили и чтили.

Наступил день, назначенный ангелом. Матерь Божья, ожидая кончины, лежала на ложе, которое было убрано, как для покойника. Апостолы молились. Вдруг раскрывается потолок, и с Неба сходит Сам Иисус Христос, окруженный ангелами. Богородица поклонилась Своему Сыну и Богу, легла на ложе и умерла, как будто уснула. Оттого-то смерть Божьей Матери и называется «успением, сном». К пречистому телу Богородицы приводили больных, слепых, глухих, немых, безумных, и все они исцелялись, прикасаясь к Ней.

Хоронить Матерь Божью понесли в Гефсиманский сад. Впереди апостол Иоанн нес райскую ветвь. Другие апостолы несли тело Богородицы на плечах. Множество христиан провожало носилки. Все пели священные песни, а в воздухе слышно было пение ангелов.

Первосвященники и книжники, узнав, с какими почестями хоронят Матерь распятого Христа, послали слуг и воинов разогнать похоронное шествие и убить апостолов Иисуса. Тело Богородицы воины должны были сжечь. Но эти злые люди ничего не смогли сделать. Облако скрыло и одр, на котором несли тело Богородицы, и провожавших Ее людей. А слуги и воины ослепли, натыкались на стены и искали провожатых, которые отвели бы их домой. Только один иудейский священник Афоний протиснулся к самому одру, на котором несли тело Богородицы, и схватился за него руками, чтобы сбросить тело на землю. И что же?! У Афония отвалились до самого локтя руки, пристали к одру и повисли на нем, а сам он упал на землю. Тут он раскаялся: признал Иисуса Христа Сыном Божьим, а Деву Марию – Матерью Божьей. Тогда Петр велел ему приставить руки к отвалившимся частям, висящим на гробе. Только Афоний сделал это, как руки срослись, и осталась только красная полоска возле локтей. Многие люди, в том числе посланцы архиереев, испугавшись слепоты, стали молиться Богородице, чтобы Она исцелила их. Молитва их была услышана, они снова стали зрячими и сделались христианами.

Принесли тело Божьей Матери в Гефсиманию. Все стали плакать, прощаться, прикладываться к телу. Наконец Ее положили в пещеру, вход в которую завалили огромным камнем. Три дня апостолы не отходили от пещеры и молились.

На третий день после похорон пришел Фома (помните, он не верил другим ученикам, что Иисус Христос воскрес). Он горько плакал, что ему не удалось увидеться с Богородицей и проститься с Ней. Стал просить, чтобы открыли пещеру. Его просьбу исполнили. И что же? Испугались апостолы: пречистого тела Богородицы уже не было в гробу; лежала только одежда, в которой Ее похоронили.

Иисус Христос взял и тело Своей Матери туда, где была уже Ее душа, – на Небо.

Так, милые дети, Господь Иисус Христос вознесся на Небо Сам и взял туда Свою Пречистую Матерь.

Но никогда Они нас не оставляют, всегда с нами, охраняют нас от всего плохого и посылают все доброе. Они слышат ваши молитвы, ждут, когда вы вспомните Их и помолитесь Им. Они с радостью дадут вам все нужное и полезное. Будьте послушны, прилежны и скромны. Иисус Христос и Его Матерь любят таких добрых детей.

Слово «апостол» в переводе с греческого языка обозначает «посланник». Апостолы Христовы были посланы в мир благовествовать Евангелие, свидетельствовать о Христе и основывать-утверждать Церкви.

Группка людей, около ста человек, уловила в сети Христовы весь мир. И это совершенное и дивное чудо! Это, пожалуй, самое главное доказательство того, что Бог пребывал с ними и Бог пребывает с нами - их последователями и чадами. Ведь вся мощь Римской империи, раскаленная злобой иудеев, была против них. Девяносто процентов цивилизованных аристократичных римлян, утонченных интеллектуалов-греков и сотни варварских грубых племен Европы и Азии слыхом не слыхивали о Христе. И мало того - не хотели слышать, занимая по отношению к апостолам враждебную позицию. Официальное римское язычество с центром вокруг обожествленной фигуры императора казалось железобетонной несокрушимой мощью.

Но, как поется в старой рок-н-ролльной песенке: «Камень пройденных дорог сумел пробить росток». Прошло чуть более трех столетий - и колосс языческой религии рухнул, а вместо него процвело живое дерево Православия.

Это ли не чудо? Казалось, все было против него. Казалось, все земные условия гибельны, смертельны для христианства. Говоря биологическим языком, почти абсолютно враждебная агрессивная среда.

Но лоза Христова зацветает и приносит плоды…

И еще поражает всякое воображение, конечно, неутомимость апостолов. Только прочитать, какие концы они преодолевали и к каким враждебным племенам они шли благовествовать Евангелие: Рим, Греция, Испания, Британия, Африка, Иран, Индия, Кавказ…

И везде лоза, насажденная десницею Божиею, прививалась. Потому что не человек садил, но Господь.

И нужно, наверное, понять, что мы являемся прямыми потомками и наследниками апостолов, что мир, который во многом и остался языческим или, лучше сказать, имеет в самом себе склонность скатиться к язычеству, требует от нас апостольства, свидетельства Христова - и в семье, и на работе, и в троллейбусе или маршрутке христианин оказывается апостолом, то есть посланником Христовым.

Проезжая в общественном транспорте мимо храма, можно перекреститься или стыдливо отвернуться. Дома, устав после работы, поучить с ребеночком «Отче наш» или дать ему планшет с интернетом, а самому уткнуться в интернет или телевизор…

Огромное количество возможностей у современного христианина быть апостолом. Важно, чтобы сердце горело верой и поиском Бога, и жаждой познания Его. Главное, чтобы мы были и камнем (Петр), и маленьким (Павел, Паулюс - с латыни - «меньший, маленький»): оказались одновременно нерушимым камнем православной веры и, будучи исполненными этой малости, ощущали себя маленькими, нищими духом, т. е. возделывали в себе с Божьей помощью добродетель смирения, без которой нет спасения. К тому же, конечно, не забывали о добродетели любви. И ждут нас свои Коринфы, Римы и Фессалоники в семье, метро, троллейбусах и на работе. И Господь как для апостолов, так и для нас Один и Тот же.

Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Лучшие статьи по теме