Любимое дело

Детская библия православная. Изучение библии с детьми

Сотворение мира.

Вы знаете, как всё погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Однако Бог не хотел, чтобы все оставалось так, и Он сотворил этот чудесный мир. Мы знаем, что само собой ничего не создается. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром Творце.
В Священной Книге Библии описано сотворение мира по Слову Бога:
"В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер. и было Утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево. приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было утро: день третий".

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было Утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо".
Вся земля. сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире и имели общение со своим Творцом.

Сотворение первых людей.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал."
Имя мужчины было Адам, а женщины - Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их.
Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, "посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал". Господь поручил им возделывать и хранить этот сад.
Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу - поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми.
------ *Почему Бог сказал: "Сотворим?" Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: "Coтворим".


Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».

  • «Не хлебом одним будет жить человек,
    но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.

    Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.

    Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.

    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»(). Всякая встреча с Библией – это доброе себя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ().

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.

    При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.

    Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» (). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

    Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.

    Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.

    Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

    Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.

    Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.

    Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.

    Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832-1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.

    Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.

    Притчи и образы

    Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.

    Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.

    Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.

    Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.

    Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.

    С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.

    При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.

    Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.

    Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.

    При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.

    Изучая историю битвы с амаликитянами (), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.

    Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.

    Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.

    Тактильная память

    У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.

    Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.

    Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.

    С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.

    Методическая база

    Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.

    Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.

    В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.

    К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).

    Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.

    Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.

    Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.

    Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.

    Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.

    В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.

    1. Поднятие самооценки. Практически каждый подросток ощущает собственную неполноценность в какой-либо области жизни. Необходимо помочь ему осознать собственную нужность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чувство нужности. Один из церковных приходов проводил опрос, по результатом которого стало ясно, что молодые люди ищут в воскресной школе, прежде всего, друзей. Для детей переходного возраста важно чувствовать принадлежность к определённой группе и очень хорошо, если такой группой является христианское содружество.
    3. Общение с противоположным полом. Одна из важных проблем подросткового периода – сложность правильного выстраивания отношений с противоположным полом. Приобрести такой навык в домашних стенах достаточно сложно, однако, церковные собрания призваны научить молодых людей правильному общению между собой.
    4. Социальная адаптация. Каждый подросток задаётся вопросами о собственной важности для общества и личных целях в нём. Знакомясь с Библией и православным вероучением, молодой человек получает возможность найти ответы на некоторые личные вопросы.

    Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.

Бог создал людей хорошими, без греха, а они стали грешить и не могли уже перестать. И тогда Бог решил спасти их от греха. Для этого Он послал Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Он родился человеком и спас людей. Но родиться человеком Господь мог только от Пречистой Девы. И послал Бог Архангела Гавриила к Деве Марии, чтобы он Ей сказал об этом. Гавриил пришел к Ней и сказал: «Ты угодила Богу. Радуйся! На Тебя найдет Дух Святой и родится от Тебя Христос. Ты будешь Богородица». Дева Мария подумала и ответила: «Я раба Господня. Пусть будет, как ты сказал».

Рождество

Но человек рождается только после того, как люди станут мужем и женой. Никто не знал о том, что сказал Деве Марии Архангел Гавриил, и чтобы люди не удивлялись, что у Девы Марии будет ребенок без мужа, Она обручилась со старцем Иосифом, которого потом так и называли Обручник. Когда пришло время родиться Младенцу, Дева Мария и Иосиф оказались в городе Вифлееме. Места в гостиницах для них не нашлось, и они остановились в пещере, служившей укрытием от дождя для домашних животных. Тут у Девы Марии родился Младенец Христос. Поклониться родившемуся Царю пришли к пещере три мудреца. Они принесли Ему дары как Царю и Богу. Пришли и пастухи: они в поле услышали пение Ангелов: «Слава в вышних Богу!»

Крещение

В то время на земле жил святой Иоанн, Предтеча Господень. Он знал, что скоро должен родиться Христос, и всех призывал встретить Его. Для этого он исповедовал людей и крестил их в реке Иордан: «Покайтесь! - призывал он, - Скоро придет Спаситель». Христос, когда ему исполнилось тридцать лет, пришел к Иоанну и сказал: «Крести Меня». Иоанн смутился и ответил, что лучше бы Христос крестил его, Иоанна, но Христос его остановил: «Делай, как Я сказал. Так исполнится воля Божия». И вошел в воду. Иоанн крестил Его и с этого времени стал называться не только Предтечей (т. е. Предшественником), но и Крестителем Господним. Когда Христос выходил из воды, Дух Святой в виде голубя сошел на Него с неба и раздался голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный!»

Преображение

Однажды Господь наш Иисус Христос позвал апостолов Петра, Иакова, Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Отойдя от них немного, Он стал молиться, и вдруг апостолы увидели, что лицо Его просияло как солнце, а одежды стали ослепительно белыми. Еще они увидели, что стоят и беседуют с Господом пророки Моисей и Илия. И тут сошло с неба и покрыло всех облако, из которого послышался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором всё Мое благоволение. Его слушайте!» Апостолы были так потрясены чудом, что от страха упали и закрыли руками глаза. Христос поднял их со словами: «Встаньте, не бойтесь!» И запретил им говорить о виденном. Когда они встали, чудесного света и пророков уже не было. Всё было как прежде.

Воскрешение Лазаря

В Вифании, возле Иерусалима, жили сестры Марфа, Мария и брат их Лазарь. Господь наш Иисус Христос любил их и навещал. Однажды, когда Он был далеко от них, Его друг Лазарь заболел и вскоре умер. Тогда Он решил пойти в Вифанию и воскресить его. Рыдающей Марфе Христос сказал: «Воскреснет брат твой». Он пошел к вырубленной в скале гробнице, и все пошли за Ним. «Отвалите камень!» - приказал Он и стал молиться, прося Бога Отца воскресить Лазаря. Потом громко воскликнул: «Лазарь! Выходи!» И совершилось великое чудо: четыре дня пролежавший в гробу Лазарь поднялся и вышел. Все, кто видел это, прославили Иисуса Христа как истинного Бога, поняв, что и всех людей Он может воскресить.

Тайная Вечеря

На Пасху собрались Христос и апостолы в одном доме в Иерусалиме. Перед тем, как сесть за стол, Он вымыл ноги апостолам и велел им всегда прислуживать друг другу. После этого, разломив хлеб, Христос подал его ученикам со словами: «Примите, ядите! Это есть тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов». Потом благословил чашу с вином: «Пейте из нее все! Это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая». Так навсегда установил Господь в Церкви Святое Причащение как единственную для людей возможность очиститься от грехов и соединиться со Христом. В тот же день за столом с Ним был предатель Иуда, который предал Его врагам за тридцать сребреников.

Распятие

Схватив Иисуса Христа ночью в Гефсиманском саду, иудеи допрашивали Его и издевались над Ним. Потом привели к римскому правителю Пилату и требовали распять Его. Пилат видел, что Христос невиновен, но уступил иудеям. Воины Пилата тоже издевались над Христом: били, надели терновый венец, шипы которого вонзились в Его голову. За городом, на холме Голгофа, Его распяли: прибили гвоздями руки и ноги к Кресту. С Ним рядом распяли двух разбойников, которые были казнены за свои преступления, а Христос принял добровольные мучения и смерть за преступления всех людей. Один разбойник насмехался над Ним, а другой, поняв, что это безгрешный Бог, раскаялся в своих преступлениях и тут же был помилован Богом. После смерти он сразу попал в Рай.

Жены Мироносицы

Умершего Христа похоронили в новой гробнице.
Иудеи не верили, что Христос может воскреснуть и поэтому вход в нее запечатали печатью и поставили стражу. Они боялись, что ученики Его могут выкрасть тело, сказав, что Он воскрес. Но на третий день, в воскресенье, Он действительно воскрес! Стражники, видевшие это, упали и долго лежали как мертвые. Рано утром пришли сюда святые жены мироносицы. Они принесли душистое масло миро, чтобы помазать им тело Христа, поэтому их называют мироносицы. Они вошли в гробницу и увидели, что Христа в ней нет. Только ангел находился там. Потом к гробнице прибежали ученики Его, апостолы Петр и Иоанн. Они были потрясены этим событием, правда, не все сразу уверовали в то, что Христос воскрес!

Вознесение

После Своего воскресения Христос несколько раз являлся Своим ученикам. Он входил к ним в дом сквозь затворенные двери и даже садился с ними за стол и ел. Он встречался им на пути, являлся на берегу озера, когда они ловили рыбу. В это время Он открывал им смысл Священного Писания, укреплял их в вере, обещая быть с ними всегда. Он так и находится всегда рядом с теми, кто Ему не изменяет. Но после Своего воскресения в Своей новой плоти Он провел на земле только сорок дней. Однажды, беседуя с учениками, Он пришел в Вифанию и здесь, отступив от них, благословил их и вознесся на небо. Так, пребывая одновременно на небе и в душах верных Ему людей, Он помогает им избавляться от греха.

Немного с опозданием хочу поздравить вас с праздником Рождества! Давайте вместе нести добро в мир! И он станет чище и светлее для нас. Любви вам и гармонии!

Следуя тематике праздника, я хочу рассказать вам о , которые помогут рассказать деткам о рождестве Христове. Это библейские рассказы для детей и детские библии.

Когда я выбирала детскую библию для дочки – для меня было важно два момента: доступность текста и иллюстрации.

Библейские рассказы сложны для восприятия ребенка, поэтому очень важно чтобы текст был понятен для детей. А красивые иллюстрации всегда привлекают внимание ребенка к книге и разжигают интерес.

Первая книга, которую я хочу вам показать, называется «Евангельские рассказы для детей» , автор Майя Кучерская.

Евангельские рассказы для детей

Эта книга – один из самых достойных вариант библейских историй для дошкольников. Ее можно начинать читать примерно с 3-х лет.

Все истории пересказаны совершенно простым языком, доступным детям. Красиво и талантливо. Как рассказ мамы для своего ребенка.

Довольно таки сложные для детского восприятия вещи написаны легко и понятно. Истории короткие: 1-2 страницы. Прочитав рассказ его можно обсудить с ребенком, добавить свои размышления о прочитанном. Эта книга учит добру, честности. Учит жить по совести.

Отмечу, что в книге освещен только Новый Завет – основные факты из жизни Иисуса Христа.

Иллюстрации нежные, пастельные и незамысловаты.

Эту книгу мы прочитали с Аней примерно в 3.5 года. Прочитали легко, дочке было интересно, и она просила читать еще. Задавала вопросы, но немного. Сейчас планирую перечитать еще раз, уверена, восприятие будет уже немного другим. Пока я готовила статью, Аня листала странички книги и уже по иллюстрациям задавала вопросы: «Мама, а разве бывают люди с крыльями?», «Кто такие ангелы?»

Иллюстрированная Библия для детей. Издательство «Белый город»

Эту книгу я купила первой, но увидев «Евангельские рассказы» отложила её прочтение на более поздний возраст. Почему?

Во-первых, повествование тут более сложное для детского восприятия. На самом деле текст очень хороший, но, на мой взгляд, её можно читать лет с 6 не раньше (а может и позже – младшим школьникам, все зависит от ребенка). Это не пересказ, а библейское повествование – немного упрощенное, чтобы было понятно детям.

Во-вторых, иллюстрации. Книга иллюстрирована репродукциями художников. Иллюстрации красивые и яркие – это знаменитые и известные картины. Но для чувствительных и восприимчивых детей они не подойдут. Потому что в некоторых из них есть кровавые сцены. Таких немного, но они встречаются. Ниже приведен пример.

В остальном – издание великолепное. Красивое, яркое и кроме того издано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Книга охватывает Ветхий и Новый завет. В ней более подробное и полное описание библейских историй, чем в предыдущей книге.

Библейские предания

Ветхий завет для дошкольников. Это пересказ ветхого завета К. Чуковсковским: о сотворении мира, Адаме и Еве, о Ноевом ковчеге, Вавилонской башне и т.д.

В отличие от первой книги – истории здесь более длинные, но очень доступные. Текст понятный и очень доступный. Иллюстрации продуманные, добрые, сочные, и в тоже время простые. Правда, не на каждой странице, но это не снижает достоинств книги.

Один из минусов книги – есть небольшие отступления от первоисточника, но, на мой взгляд, для дошкольников это не очень важно. Книга поможет родителям познакомить детей с библейскими преданиями, и если будет интерес в старшем возрасте можно читать уже более серьезные издания.

Книгу о Ветхом завете читаю пока я сама, с дочкой еще не читала.

А какие книги с библейскими историями или детские библии

читаете вы своим детям?

Вопрос «что подарить?» возникает в нашей жизни ничуть не реже, чем небезызвестные «кто виноват?» и «что делать?», и поиск ответа на этот вопрос требует каждый раз немалых усилий и изобретательности. А если ситуация осложняется юным возрастом виновника торжества, да еще само торжество – не банальный день рождения (который, как известно, бывает только раз в году), а например именины, крестины, Рождество или Пасха – словом, праздник, подразумевающий не просто подарок, а подарок тематический – тут уж проблема выбора может стать просто катастрофической. Неплохую идею для решения этой проблемы может подсказать усвоенный с детства тезис «лучший подарок – хорошая книга», особенно если продолжить эту мысль - лучшая книга – это Суперкнига. Суперкнига для детей – это детская Библия.

Детскими библиями называются пересказы основных тем Священного Писания, сделанные специально для детей. Библия одна, а вот пересказов ее существует немалое количество, поэтому иногда бывает трудно сориентироваться, какую же из детских Библий надо приобретать в каждом конкретном случае. Очевидно одно: идеальной детской Библии не существует, однако если четко знать, кому и зачем приобретается книга, вполне можно подобрать оптимальный вариант, или даже несколько.

Различаются детские Библии, во-первых, по возрасту детей, которым адресованы – ведь рассказывая об одних и тех же событиях пятилетнему ребенку и пятнадцатилетнему подростку, мы будем учитывать особенности их восприятия, и в результате расскажем по-разному. Во-вторых, пересказы могут быть краткими или подробными, и подборка «основных тем», выбранных для этой детской Библии, может несколько отличаться от выбора, сделанного автором другой детской Библии. В-третьих, детские Библии нередко дополняются пояснениями, комментариями или справочными материалом, что может значительно облегчить понимание текста.

Детские библии появились достаточно поздно – во второй половине девятнадцатого века. Поскольку в советское время детских Библий практически не писалось, все имеющиеся сегодня издания мы можем условно разделить на дореволюционные (они переиздаются либо репринтно, то есть с сохранением тогдашней орфографии, и в этом случае при чтении придется продираться сквозь «яти», твердые знаки и точки над i, либо в переводе (полном или сокращенном) на современный русский язык – в этом случае читать значительно проще), переводные и современные. Характерной особенностью переиздания старых книг является то, что один и тот же текст может сейчас издаваться под разными названиями, поэтому если ищете что-то конкретное - ориентироваться лучше на автора.

Часть первая: самые популярные

Если вам уже доводилось читать пересказ Священного Писания, то, скорее всего, это была одна из тех трех книг, о которых пойдет речь ниже – просто потому, что это наиболее часто встречающиеся в публичных и частных библиотеках детские Библии. Как раз одна из них дореволюционная, вторая - переводная, а третья – пост-советская.

«Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы», составитель протоиререй Александр Соколов

Одной из наиболее популярных и переиздаваемых в России была и остается книга "Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома", составленная протоиереем А. Соколовым в конце 19 века.Репринтное издание иллюстрировано черно-белыми рисунками по оригиналам Доре и Плокгорста и составляет 480 страниц (пересказ достаточно подробный!). В ветхозаветной части присутствует пересказ неканонических книг Библии, например книги Товита и книг Маккавейских. Кроме того, в пересказе Нового Завета встречаются эпизоды, отсутствующие в оригинале и принадлежащие церковному Преданию: сюжет о введении во храм Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте, основание города Киева апостолом Андреем Первозванным, успение Богородицы. Повествование ведется от лица автора, обращающегося к детям, по ходу текста вставлены назидания и поучения – как бы некоторые промежуточные выводы из рассказанного.

Конечно, детская Библия протоиерея Александра Соколова – это безусловная классика жанра. Библейские сюжеты в обработке именно этого автора включены в учебник-хрестоматию для пятого класса общеобразовательной школы «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. Однако, даже в адаптированном варианте этой Библии язык для современного читателя немного тяжеловат («слишком уж отмечена стилем прошлого века» - говорил об этой книге о.Андрей Кураев), а вставки-комментарии в ряде случаев звучат несколько нарочито, хотя иногда действительно выполняют поясняющую функцию.

Книга ориентирована на средний и старший школьный возраст, также вполне годится и взрослым для предварительного знакомства с библейскими сюжетами.

«Закон Божий для семьи и школы» протоиерея Серафима Слободского

«Закон Божий» не является детской библией в прямом смысле этого слова, он содержит не только пересказ Ветхого и Нового заветов, но еще несколько глав по различным аспектам православной веры. Книга «Закон Божий» была написана в 1957 году в Америке для русских эмигрантов, и с тех пор выдержала несколько переизданий на русском и английском языках, а в начале 90-х пришла и к российскому читателю. Существуют несколько учебников "Закона Божия" разных авторов, но работа о. Серафима Слободского по праву считается лучшей из них. На протяжении уже многих лет она является основным учебником для воскресных и церковных общеобразовательных школ, причем занимаются по ней не только дети, но и взрослые. Состав книги давно стал классическим, так что по главам ее теперь построены экзаменационные вопросы для поступающих в духовные училища, регентские классы и семинарии Русской Православной Церкви.

Вот что можно прочесть в аннотациях к этой книге: «На сегодняшний день это единственный полный учебник, объемлющий все аспекты православного вероучения и церковной жизни. "Закон Божий" - своего рода христианская энциклопедия, где доступно и лаконично изложены все необходимые православному христианину сведения и понятия.»

«Закон Божий» состоит из пяти частей (иногда они издаются отдельными книжечками – получается пятитомник):

Часть 1. Предварительные понятия

Часть 2. Молитвы

Часть 3. Священная история Ветхого и Нового Завета

Часть 4. О вере и жизни христианской

Часть 5. О богослужении Православной Церкви

Пересказом Библии, как нетрудно догадаться, является третья часть. Пересказ содержит большое количество толкований и пояснений. В ряде случаев автор не просто излагает библейскую историю, но приводит как подтверждение данные науки того времени (середины прошлого века) – например в главах о сотворении мира или всемирном потопе. В конце каждой главы указаны ссылки на пересказываемые стихи и главы оригинала. Некоторые главы являются изложением Церковного Предания, поэтому в оригинале (то есть в Библии) они отсутствуют. Заповеди и притчи разбираются и поясняются по ходу пересказа, хотя в разделе «О вере и жизни христианской» десять заповедей Моисея и заповеди блаженств обсуждаются отдельно и более детально.

Сейчас на полках книжных магазинов все чаще встречается изданная по материалам из «Закона Божия» иллюстрированная книга «Библия для детей. Ветхий и новый завет» под редакцией Н.В.Астрахановой (240 страниц).

«Детская библия» (библейские рассказы в картинках), Борислав Арапович, Вера Маттемляки

Самая популярная детская библия начала 90-х годов прошлого века: была издана на 30 языках общим тиражом около восьми миллионов экземпляров. В публикациях и разговорах часто упоминается как «стокгольмская детская Библия» (по месту издательства) или «голубая детская Библия» (по цвету обложки). В книге 545 страниц, каждый рассказ занимает не более страницы и представляет собой не столько пересказ библейских событий, сколько их конспект: прямое цитирование крупных фрагментов текста сопровождается небольшими комментариями и пояснениями составителей. В конце каждой главы приведены ссылки на пересказываемые и цитируемые стихи и главы Библии. К несомненным плюсам издания можно отнести хорошее предисловие об истории создания Библии и размещенные в конце географические карты и фотографии библейских мест.

Насколько удобно пользоваться именно этой Библией? Давайте сравним отзывы. Издателями книга характеризуется так: «"Детская Библия" подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены. Каждый рассказ сопровождается цветной картинкой, на которой художник изобразил свое представление о том, что говорится в этом рассказе. Начиная с 1990 года "Детская Библия" выходит с дополнением, в расширенном издании. Так как не только дети, но и многие взрослые читают эту книгу, то в данное издание включены так же некоторые тексты, предназначенные скорее для взрослого читателя.»

А вот что мне довелось услышать от одной из читательниц Араповича и Маттемляки: «Очень много непонятных слов, вплоть до названия всех рек, городков и деревень. Ребенку в 4 года такое не осилить, а только запутаться, так иносказательно написано, что все время приходится останавливаться и объяснять, объяснять, объяснять о чем речь. Ну например: "....Вскоре в Хеврон пришли иудеи и помазали Давида на царствование в южной части Израиля, Иудее. Через семь с половиной лет Давид воцарился над всем Израилем. Бог исполнил то, что обещал ему через пророка Самуила...." Мой ребенок не понял ничего из этой фразы!»

Итак, если вы решили купить ребенку именно эту детскую Библию, готовьтесь к тому, что книга даст ему больше вопросов, чем ответов: цитатно-конспективный стиль изложения способствует именно этому (если, конечно, читатель не ограничится разглядыванием цветных иллюстраций, а попытается вникнуть в текст). Поэтому приобретайте сразу для себя синодальную Библию (если у вас ее еще нет) и толкования к ней – скоро появится прекрасный повод изучать Священное Писание всей семьей!

Часть вторая: классика жанра для самых маленьких

С какого же возраста пора читать ребенку детскую Библию? Конечно, все это индивидуально и решается родителями, но в большинстве церковно-приходских школ нашего города уроки Закона Божия, на которых дети знакомятся с сюжетами Священного Писания, рассчитаны на учеников пяти-шести лет. На этот же возраст читателей рассчитаны те проверенные временем детские Библии, которые по праву считаются сегодня классикой жанра.

«Моя первая священная история в рассказах для детей» священника П.Воздвиженского

Книга священника П. Н. Воздвиженского "Моя первая священная история", изданная в 1899 году и выдержавшая несколько переизданий в дореволюционной России, была признана лучшим пересказом Библии для детей того времени.

Эта детская Библия по объему не большая – всего около ста страниц. Более подробно представлены события Нового Завета: из всех двадцати пяти глав ветхозаветным сюжетам посвящены только три («Сотворение мира», «Изгнание из рая» и «Потоп»).

Пересказ сделан очень поэтично, и при этом доступно. В предисловии к первому изданию говорится, что книга «просто и занимательно повествует обо всех важнейших событиях Ветхого и Нового заветов - так, чтобы дети могли понять написанное, не нуждаясь в объяснениях взрослых», что, согласитесь, немаловажно!

В пост-перестроечную эпоху детская Библия в пересказе П.Воздвиженского охотно и многократно переиздавалась (и переиздается до сих пор) в самых разных вариациях: разные обложки, разные картинки, даже разные названия, от репринтов с ятями, точками над i и непривычными дореволюционными иллюстрациями до вполне «осовремененных» версий. Однако, язык, которым написана книга П.Воздвиженского, настолько характерен, что «мы узнаем ее из тысячи» под любым названием и в любой редакции:

«Над нами раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет. Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте, и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные, и лошадки, и овечки, и волки, и зайчики, и много других… Откуда же все это явилось?»

«Главнейшие события Нового Завета в картинках с кратким пояснительным текстом для самых маленьких детей» С.Н. Горбовой

Книга С.Н. Горбовой с таким названием была издана в 1900 году. Она тоже может быть отнесена к детским Библиям, хотя представляет собой пересказ не всей Библии, а только ее части – Нового Завета. В авторском предисловии сказано:

«Задача предлагаемой книжки – в целом ряде картин дать самым маленьким детям наглядное представление о главнейших событиях Нового Завета. В кратком объяснительном тексте автор старался, по возможности, связать отдельные факты, насколько это было необходимо для понимания их последовательности. Если ему удастся облегчить родителям труд составления первоначального рассказа, если пяти-шести-летний ребенок при помощи текста сумеет объяснить содержание каждой картинки, если он будет с толком читать молитву Богородице и молитву Господню, если, наконей, за обедней ему будут понятны слова установления Таинства, - автор почтет себя удовлетворенным, его книжка будет достаточной подготовкой к предстоящему в жизни малютки первому сознательному шагу христианина: к его первой исповеди.»

Сегодня эта книга отредактирована, и переиздана под названием « Евангелие для самых маленьких». Повествование начинается с рождения девы Марии, заканчивается главой о Вознесении. Главы не длинные, читаются легко, текст не перегружен незнакомыми для ребенка словами, поэтому вполне годится и для детишек младше пяти лет, если вдруг у них возникнет интерес к евангельским сюжетам.. По ходу пересказа встречаются пояснения. Например, в главе «Вход Господень и Иерусалим» есть такой абзац:

«Когда мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим, мы стоим в церкви с вербой. У нас пальмы не растут; поэтому вместо пальмовых веток мы держим ветки вербы, и этот день называется Вербное воскресенье».

Предпоследняя глава – «Воскресение Христово» - начинается так:

«Иисус Христос был распят и умер в пятницу. На другой день была суббота. А на третий день Христос воскрес из мертвых. С тех пор всегда этот день называется «воскресение», а на Пасху – «Светлое воскресение». На Пасху мы говорим друг другу «Христос воскресе!» И отвечаем: «Воистину воскресе!»

Кроме всего прочего, книга хорошо проиллюстрирована, причем на каждом рисунке, затрагивающем евангельскую тематику, написано название Евангелия, по которому ведется изложение событий, номера глав и стихов – так что, читая «Евангелие для самых маленьких», можно постепенно знакомить ребенка и с самими библейскими текстами.

«Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа», составитель А.Н. Бахметова

Детский Новый Завет с таким названием не имел себе равных по популярности в конце 19 века, как и остальные книги Александры Бахметевой («Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней»; «Рассказы из истории христианской Церкви. От I в. до половины XI в.», «Начало христианства в России и Крещение Руси при князе Владимире», "Рассказы из русской церковной истории") известной писательницы «для детей и народа». Несмотря на «народность» ее книг, сама Бахметева была из дворянской семьи, некоторое время жила с родителями в Риме, где встречалась с Н.В. Станкевичем и И.С. Тургеневым, посвятившим ей два стихотворения (одно с изменениями вошло в роман «Дворянское гнездо», адресовано Лизе). После замужества постоянно жила в Москве, занималась благотворительностью и литературной деятельностью, была избрана почетным членом общества любителей российской словесности. Писательница обладала обширными познаниями в церковной и гражданской истории, умением работать с источниками. Рецензенты высоко оценивали ее сочинения за верность духу Священного Писания, простоту и точность изложения. Сегодня и у нас есть возможность оценить ее творения.

«Рассказы для детей о земной жизни Спасителя» были переизданы в 1991 году в очень сдержанном оформлении, скорее предназначенном для чтения детям вслух, чем для чтения самими детьми. Издателями была охарактеризована так: «В книге изложены в сокращенной форме события из Нового Завета - земная жизнь и учение Иисуса Христа, деяния апостолов. Дано разъяснение приводимым евангельским притчам. Предназначена в первую очередь для юных читателей. Печатается по 17-му изданию, вышедшему в Москве в 1912 году. При подготовке данной книги текст оставлен практически без изменений.»

Книгу можно условно разделить на четыре части:

· пересказ Евангелия (собственно это и есть рассказы о земной жизни Иисуса Христа);

· «о притчах господних» - здесь евангельские притчи не только пересказываются, но еще толкуются и поясняются;

· «беседы Спасителя» - отдельно вынесены толкования на различные слова и беседы Иисуса Христа, начиная с нагорной проповеди;

· четвертая часть представляет собой пересказ книги деяний апостольских, а самая последняя глава содержит краткое описание посланий апостолов и те сведения о жизни и смерти апостолов, которые не вошло в Новый завет.

В первых двух частях в начале каждой главы указаны ссылки на главы и стихи первоисточника. По ходу повествования рассказывается об основных православных праздниках, приводятся тексты молитв на церковно-славянском и русском языках с пояснениями. Упоминается о церковных таинствах – крещении, венчании, причащении, приводятся комментарии. Вообще книга производит впечатление первого тома, за которым обязательно должно последовать продолжение. И это не удивительно, если еще раз взглянуть на названия остальных книг Александры Бахметевой.

Позже вышло еще несколько изданий «Рассказов о земной жизни Спасителя», уже «с картинками». Этот же пересказ Библии был издан под названием «Изложение Нового завета для детей » с большим количеством цветных иллюстраций и в сокращенном виде (без четвертой части), то есть фактически являясь изложением не всего Нового завета, а только основной его части – Евангелия. Этот вариант более нарядный и наглядный, можно отнести его к разряду подарочных.

Часть третья: современные Евангелия для детей

Необходимость перевода и адаптации Библии на современные языки (в том числе и на язык, понятный детям) не теряет своей актуальности. Поэтому появляются всё новые варианты детских Библий и детских Евангелий. Выполняются новые пересказы и писателями, и педагогами, и священниками, и специально для этого этой цели существующим Российским Библейским обществом.

Евангельская история для детей. М. А. Кучерская

Это детское Евангелие в первую очередь привлекает внимание читателей своим автором-пересказчиком. Майя Кучерская – достаточно известная писательница, автор книг «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» (получившая Бунинскую премию 2006 года и наделавшая немало шума в читательских кругах, православных и не очень) и «бог дождя» (этот роман был отмечен премией "Студенческий Букер").

Как и все остальное в исполнении Майи Кучерской, «Евангельская история для детей» написана красиво и талантливо, простым понятным языком – книга подойдет для чтения даже самым маленьким детям (уже лет с трёх!).

В качестве иллюстраций использованы репродукции росписей XI-XII веков из церкви Святого Мартина (Швейцария, Зилис). Предисловие написано протоиереем Дмитрием Смирновым, не менее красиво и талантливо:

«Дорогие родители и дети! Эта книга создана для вас. Конечно, ее могут почитать и бабушка, и дедушка, но все-таки она написана для того, чтобы именно папа и мама (самые главные в семье) хотя бы изредка читали своим детям самую главную Книгу.

Перед вами пересказ Евангельской истории, который сделала для своей дочки одна мама. Даже сложные вещи она старалась рассказать ясно и просто - так, чтобы все было понятно совсем маленькой девочке. И поскольку перед вами не канонический текст Священного Писания, каждый читающий эти рассказы может добавлять свои подробности и размышления над прочитанным» .

Евангелие в пересказе для детей. Н.В. Давыдова

Это как раз детское Евангелие, написанное педагогом. Наталья Владимировна Давыдова – методист по литературному творчеству Московского городского дворца творчества детей и юношества, учитель и автор книг ряда детских книг, в числе которых «Евангелие и древнерусская литература» и «Библейский словарь школьника», лауреат премии им. К. Д. Ушинского, член Союза писателей России.

«В книге, которую вы держите в руках, все четыре Евангелия объединены в одном повествовании, более простом и доступном для вас. Евангелие – это самая главная священная книга для христианина .» - Такими словами обращается в предисловии к читателю Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . И, надо заметить, этот пересказ Евангелия вполне заслуживает того, чтобы предисловие к нему было написано Патриархом.

В книге подробно рассказаны новозаветные события от рождения Иоанна Крестителя до вознесения Господня. Основные евангельские события изложены просто и увлекательно, что делает их доступными для детского восприятия.

В сносках к тексту приводятся пояснения и комментарии, а также некоторые сюжеты предания. Например, из пояснений можно узнать, что легион – это воинское подразделение в римской армии, насчитывавшее около 6000 воинов, загадочная смоковница – это хорошо известный нам инжир, а игольными ушами, через которые трудно пройти верблюду, назывались узкие калитки при городских воротах.

Рассказ проиллюстрирован рисунками в стиле русской иконописи и фотографиями библейских мест. В конце книги приводятся краткие биографии всех четырех евангелистов. Судя по объему – 144 страницы – и сложности текста, книга предположительно ориентирована на средний школьный возраст.

«Евангелие и молитвослов для детей» в изложении протоиерея Владимира Чугунова

Эта книга, написанная нижегородским священником, пожалуй, чаще других встречается на полках православных библиотек и церковных лавок, хотя ярко выраженных преимуществ у нее нет – ну разве что «встроенный» молитвослов. Книга сделана «под старину». Язык изложения не самый сложный, но в некоторых случаях используются устаревшие слова и обороты. Повествование ведется от лица рассказчика с обращением к читателям «дорогие мои».

Книга состоит из трех разделов: Евангелие, молитвослов и подготовка к исповеди. Первая часть фактически является пересказом не только Евангелия, но всего Нового завета, где евангельские притчи вынесены отдельно в конец книги, а в пересказ книги Деяний включены элементы церковного Предания. В разделе «молитвослов» помещены тексты основных православных молитв и краткие комментарии на тему «как вести себя в церкви». Раздел «подготовка к исповеди» представляет собой разбор десяти заповедей.

Для полноты картины добавим впечатления некоторых мам, читавших это детское Евангелие своим детям:

«Прочитала я тут наше детское Евангелие. Моё мнение... Очень большие и яркие картинки(красивые), шрифт крупный, написано доступно, не замудрено, на детском языке, много уменьшительно-ласкательных слов. Интересно. Минус в том, что я иногда теряла суть рассказа. Страница заканчивается и нить обрывается (как будто не досказано что-то), на новой странице уже другое действие, а потом вдруг неожиданно всплывает то, что было не досказано на предшествующих страницах. И мне, взрослому человеку, было не понятно о чём речь. Приходилось возвращаться и читать несколько страниц заново.»

«Вот что не понятно: светские книжки делятся на возрастные категории, а духовные? У меня возникло впечатление, что написано где-то как для садиковых детей, а где-то, как для подростков.»

«Моему сыну нравится, там такие небольшие рассказики. Некоторые я ему ещё упрощаю, поясняю, так сказать, иногда наоборот несколько страниц читаем. Но мне кажется, что чисто малышковой библию вообще не сделать, поэтому это самый нормальный вариант.»

Евангельские истории в изложении Юрия Табака

Книга, изданная Российским Библейским обществом в 1995 году, и переизданная в 2000 году представляет собой авторизованный перевод с английского книги Мэри Батчелор «The story of Jesus». Как и большинство переводных детских Библий, книга может показаться излишне «американизированной», а непривычные глазу рисунки, больше похожие на комиксы, только усиливают это впечатление. Но, если относиться к этому спокойно – книга хорошая и полезная.

Подробный пересказ Четвероевангелия (книга содержит 175 страниц) дополнен историко-справочной информацией, поясняющей различные стороны жизни и быта людей того времени, и цветными иллюстрациями. Из пояснений можно узнать о традициях, описываемых в Евангелии, исторических и географических особенностях, упоминаемых в тексте. Евангельские притчи, как и комментарии, вынесены на отдельные страницы и расположены по мере упоминания в тексте. К каждой главе указаны ссылки на пересказываемые стихи оригинала – это удобно для изучения Библии.

В комментариях издателя читаем: «Отношение человека к Библии во многом определяется тем, каким было его знакомство с этой Книгой в детстве. Ведь именно детские впечатления, как правило, живут дольше других в нашем сознании. Для того, чтобы маленькие читатели смогли подружиться с Библией, и была написана эта удивительная книга. В ней собраны отдельные повествования из Нового Завета, мастерски превращенные автором в захватывающие истории. Надеемся, что «Евангельские истории» помогут вашим детям полюбить Библию, открыв в ней источник всего благородного, возвышенного и доброго. »

Детскую библию можно подобрать на любой возраст и для любых целей - сегодняшнее разнообразие позволяет это сделать. Если книга покупается в подарок крестнику от крестной, и преследует цель наставления в православной вере - тогда лучше выбирать из дореволюционных изданий, в соответствии с возрастом одариваемого. Если книга покупается для общего ликбеза - лучше выбирать более современные варианты, еще лучше - выпущенные Российским библейским обществом. Если книга приобретается для себя с целью изучения библии (как предварительное ознакомление с сюжетами, чтобы легче было потом читать текст оригинала) - надо выбрать более подробный вариант, желательно - со ссылками по главам на оригинал, чтобы можно было уточнять и сравнивать.

Лучшие статьи по теме