Любимое дело

2 склонение. Склонение имен существительных по падежам

Склонение имён существительных

Склонение — это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме — предложный падеж; нет (чего? ) дождя — родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый — для одушевлённых существительных, 2-ой — для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж — одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение — с.р.; волчище , подмастерь е — м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя — устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек — люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение — одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова — существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова — существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

      Как склоняются существительные 3-го склонения?

      Склонение имён существительных Склонение — это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам. В российском языке два числа: единственное (окно, парта) и множественное (окна, парты); 6 падежей (по школьной программке). Падеж Вопросы падежей Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о...

    Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных

    Цели :

      Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе

      Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

      Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность

      Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.

      Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.

      Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    1. Психологический настрой детей.

    На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

    Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?

    Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.

    Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

    2. Мозговая гимнастика.

    «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

    Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

    А сейчас я предлагаю поработать в парах.

    II. Стадия вызова.

    У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

      Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

      Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

      Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

      Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

      Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

      Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

      Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

      Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

    Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

    Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

    К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

      Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение)

      Попробуйте подобрать однокоренные слова.

      Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

    Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

    Сформулируйте тему урока.

    2. Постановка проблемы

    Прочитайте предложение, записанное на доске.

    Книги учат нас смелост... и дружб... .

      Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж.

      Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

    Теперь прочитайте предложение без пропусков.

      Что заметили?

      Какие вопросы возникают?

    (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

    III. Стадия осмысления.

    1. Решение проблемы

    Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» Свои предположения вы записали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.

    Каждая пара учащихся получает задание.

    Это трудное заданье.
    Проявите-ка старанье.
    Вы особенность ищите
    Ничего не проглядите.

    Работаем по плану (на доске):

      Просклонять предложенные существительные.

      Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.

      Сделать вывод.

    Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

    2. Чтение правила в учебнике.

    Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 51

    Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы.

      Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

    Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.

    Книги учат нас смелости и дружбе.

      Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания?

      С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

    4. Первичное закрепление.

    а) Практическая работа № 135

    Упражнение выполняется коллективно

    Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.

    б) Игра «Третье лишнее»

    Идет работа в группах.

    Каждая группа получает конверт с заданием.

    Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

    Весна, река, стекло.
    Стена, сверло, озеро.
    Скворец, гора, звонок.
    Вьюга, ласточка,рысь.
    Дочь, конь, ночь.

    Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

    в) Отгадывание загадок.

    Самостоятельная работа в тетрадях.

    Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

      Семь одежек,
      Все без застежек. (Капуста)

      Белая вата
      Поплыла куда-то. (облако)

      Зимой спит,
      Летом ульи ворошит. (медведь)

      Что же это за девица –
      Не швея, не мастерица,
      Ничего сама не шьет,
      А в иголках круглый год. (ель)

      И железные рога,
      И железная нога,
      На цепи на дно пойдет-
      Остановит пароход. (Якорь)

      Стр. 52 упр. 137

    Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

    г) Разноуровневая самостоятельная работа.

    Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

    Уровень 1.

    Спиши существительные. Укажи склонение.

    Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

    Уровень 2.

    Выпиши существительные 3 склонения.

    Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

    Уровень 3.

    Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

    Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

    IV. Стадия рефлексии.

    1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

    А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

    Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.

      В каких высказываниях у вас возник спор?

      Узнали ответы на этот вопросы?

      Что такое склонение?

      Сколько склонений у имен существительных?

      Склонение – это постоянный признак?

      Что больше всего понравилось на уроке?

      С какими трудностями столкнулись?

      Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

      Все ли имена существительные склоняются?

    Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

    2. Выставление оценок.

    Наш урок подошел к концу
    И умный вид вам всем к лицу,
    Все вы милы и симпатичны
    И отвечали на «отлично».

    V. Домашняя работа. Стр.52 упр. 138

    Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

    Падеж Вопросы Окончания
    Единственное число Множ. число
    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
    Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
    Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
    Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
    Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

    Первое склонение

    К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

    мама, кухня - женский род

    папа, дядя - мужской род

    задира, ябеда - общий род

    Второе склонение

    Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

    брат, грач - мужской род

    лото, море - средний род

    Третье склонение

    К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

    лошадь, степь, рожь - женский род

    Как определить склонение существительного

    Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

    Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

    Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

    Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

    У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

    ножницы, дрова, щипцы

    Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим про типичные ошибки,которые совершают иностранцы, изучающие русский язык. Одной из таких ошибок является путаница в окончаниях при склонении существительных. Но прежде,чем мы перейдем к разбору ошибок, хочу напомнить,что в русском языке все существительные делятся на 3 типа склонения. Склонение представляет собой изменение существительных по числам и падежам. В русском языке род делится на 3 вида: женский, мужской и средний род. В предыдущих статьях я говорила и про общий род, который тоже вызывает сомнения у иностранцев. Для того,чтобы правильно просклонять имя существительное по падежам, необходимо определить род и тип склонения. В русском языке всего 3 типа склонения и к ним относятся существительные следующего рода:

    1 склонение Окончания Пример
    Женский род -а, -я Акула / Земля - a shark / a ground
    Мужской род -а, -я Дядя / Дедушка - an uncle / a grandpa

    2 склонение Окончания Пример
    Средний род -о, -е Седло / Море - a saddle / the sea
    Мужской род нулевое Бык / Угол - a bull / a corner

    3 склонение Окончания Пример
    Женский род нулевое Ветвь / Гладь - a branch / a smooth surface

    Чтобы правильно просклонять существительное, необходимо сперва определить род, посмотреть на окончания в именительном падеже (это та форма, которая дается в словаре), единственном числе и таким образом, определяем склонение, например, из нашей таблички видно,что слово "земля" женского рода, во-первых, в этом слове окончание -я, а мы знаем,что окончания -а/-я обычно в русском языке относятся к женскому роду. В именительном падеже, единственном числе данное слово остается в форме "земля". Соответственно, окончание -а/-я женского рода и относится к 1 склонению.

    А теперь посмотрим, как изменяются существительные 1 склонения по падежам и какие окончания обретает слово в том или ином падеже. У нас всего 6 падежей, чтобы запомнить их было легче, представим такое предложение:

    И ван Р убит Д рова, В арвара Т опит П ечку - Ivan is chopping wood, Varvara is heating an oven.

    Обратите, пожалуйста, внимание на первые буквы каждого слова в данном предложении, они начинаются с тех же букв, что падежи в русском языке и чтобы вам было легче их запомнить, придумали такое забавное русское предложение, а ниже представлены наши падежи:
    И менительный
    Р одительный
    Д ательный
    В инительный
    Т ворительный
    П редложный

    В русском языке каждый падеж имеет свой вопрос, чтобы легче было просклонять слова, но я считаю,что и иностранцу необходимо их знать, тем более,если уровень у вас неплохой, то это станет неплохой опорой. Я рекомендую также использовать слова-помощники, например:

    Давайте просклоняем для примера слово "заря" 1-го склонения, женского рода (так как окончание -я)

    Таким образом, мы видим из примера, что существительное "заря" меняет свое окончание в зависимости от падежа. Рассмотрим, какие окончания имеют слова 1-го склонения женского рода:

    А теперь рассмотрим, какие окончания имеют существительные 1-го склонения мужского рода оканчивающиеся на -а/-я :

    Итак, как видно из таблички, у существительных 1-го склонения мужского рода такие же окончания,как и у существительных 1-го склонения женского рода, что облегчает задачу изучающим русский.

    Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

    Первое склонение

    К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
    Пример: весточка , яблоня , юноша .

    Второе склонение

    Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

    Пример: ученик , герой , звено , сердце .

    Третье склонение

    К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.

    Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

    Пример: ночь, брош ь, рож ь .

    Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

    Например:

    Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

    Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

    Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

    Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

    Например:

    1-е склонение

    ИП рекá – рéчка

    РП реки – рéчки

    ДП рекé – рéчке

    ВП реку – речку

    ТП рекой – речкой

    ПП о реке – о речке

    Лучшие статьи по теме